Богатые тоже плачут. И это дает повод, — может быть, немного жестокий, — чтобы посмеяться над ними. Картина «Дневники няни», основанная на сатирическом романе-бестселлере с тем же названием, являет собой приятную смесь сатирической и лирической комедии, в которой сатирическая сторона более интересна. Хотя кто-то, быть может, найдет более интересной линию становления характера молодой героины Энни (Скарлетт Джоханссон), обретению ею себя.

В фильме есть очевидная, но не слишком назойливая перекличка-полемика с «Мэри Поппинс», классической историей нянечки. В частности, полеты-фантазии Энни на красном зонтике над графически идеализированным Нью-Йорком игриво отсылают нас к «Мэри Поппинс».

Но сейчас иные времена, иные нравы. Эти времена и эти нравы были точно схвачены в книге, вышедшей в 2002 году, и немедленно ставшей бестселлером. Ее авторы Эмма Маклафлин и Никола Краус восемь лет работали нянечками в богатых семьях Нью-Йорка и знают материал, что называется, изнутри.

В своем сценарии режиссеры картины Шери Спрингер Берман и Роберт Пульчини сделали героиню вместо школьницы старших классов выпускницей экономического факультета университета и дали ей имя Энни. В книге ее называли просто Нэнни, что по-английски «няня». В фильме нанимательница Энни, которую называют миссис Х. (миссис «Икс» — обобщение!), до самого финала не называет Энни по имени, величая ее няней, что в какой-то мере соответствует психологическому состоянию молодой героини, которая практически не знает, кто она такая.

Энни, девушка из рабочего предместья Нью-Джерси, не рвется в мир манхэттенских финансистов и отказывается от выгодных предложений работать в крупных компаниях. Она хочет скрыться от мира, от опеки заботливой мамы, и думает, что найдет такое убежище в необязывающей работе няни.

По иронии судьбы Энни оказывается именно в мире финансистов, точнее, в зазеркалье этого мира. Мистер Икс (Пол Джаматти) в отличие от своего опереточного тезки – далеко не благородная фигура. Он что-то вроде финансового хищника, делающего огромные деньги из уоллстритовского воздуха. Но, как нам напоминают авторы, не в деньгах счастье. Точнее, деньги не гарантируют счастья.

Энни попадает в тотально дисфункциональную семью. Мистер Икс практически не бывает дома, неверен жене и пренебрегает маленьким сыном. Миссис Икс (Лора Линни) являет из себя типовую светскую львицу Нью-Йорка, у которой нет своей личности, а есть только социальные функции, связанные с ее принадлежностью к определенной экономической страте общества.

Актриса Лора Линни, по которой давно плачет «Оскар», более известна своими ролями женщин из среднего или даже рабочего класса. Но на самом деле актриса выросла в среде, которую фильм описывает, и совершенно феноменальна в роли миссис Икс, которая, как мы узнаем в финале, на самом деле Александра.

Прямых указаний в картине нет, но нельзя исключить, что Александра до встречи с мистером Икс была кем-то вроде Энни. Это мы читаем не в диалоге, а скорее в многозначительных глазах Линни, которая при всей требуемой неприязни, которую дама вызывает, делает свою миссис Икс достойной сострадания.

Пол Джаматти, которого мы привыкли видеть в положительных ролях простых людей, тоже вырос в привилегированном обществе и учился в престижных заведениях для избранных управлять миром. Это, как и в случае Линни, помогает ему создать абсолютно точный образ денежной машины, лишенной человеческих чувств.

Молодая актриса Скарлетт Джоханссон, которую мы больше знаем как сексбомбу-блондинку а ля Мэрилин Монро, в «Дневнике няни» превратилась в простушку-брюнетку. Но поскольку мы видим происходящее глазами Энни и часто слышим за кадром ее «антропологический» комментарий, то Джоханссон умело сочетает юношескую наивность своей героини с интеллектуальной остротой социального наблюдателя.

Актриса помогает созданию этой атмосферы отстраненного наблюдения. Такой тон режиссеры Спрингер Берман и Пульчини задают с первых кадров фильма, вводя нас в действие через антропологическую экспозицию Музея натуральной истории. Диорамы жизни индейцев Амазонки и африканских племен, скажем, Верхней Вольты иронически переходят к такому же статическому показу насельников Верхнего Восточного Манхеттена, этакого особенного антропологического заповедника. Кто там бывал или живал – знает. От статики авторы переходят к динамике, которая в основном сохраняет темп, но иногда замедляется типичными для Голливуда объяснениями, тормозящими действие. Пример Лоры Линни в роли миссис Икс показывает, что даже без наличия предыстории-бэкграунда образ может быть полнокровным и читаемым.

Иногда косвенные объяснения оказываются интереснее прямых. В картине есть сцена, когда Энни в ресторане вступает в конфронтацию с друзьями красавца-соседа из дома, где живут Иксы (Крис Эванс). Парень заинтересован в Энни, хотя они стоят на разных ступенях социальной лестницы. В ответ на нетактичные замечания разбалованных юнцов, Энни говорит им, что через пять лет они будут похожи на мистера Икс. В ее устах это равносильно оскорблению. А для нас является неплохим объяснением того, откуда есть пошел мистер Икс.

Любовная линия в фильме не очень разработана, поэтому сатира доминирует над лирикой. Несмотря на то, что Крис тоже из тех богатых, которые плачут, – он недолюбленный сын богатых родителей, вроде того мальчика, к которому приставлена Энни-Нэнни, – актер слегка недотягивает эмоционально, и Энни можно понять только в чисто физическом плане. Герой действительно хорош собой, но малоинтересен.

Финал картины тоже вызывает ироническую улыбку. Когда и без того понятно, что Энни обрела себя, пройдя через жизнь других, что деньги не гарантируют счастья, Голливуд не может обойтись без того, чтобы не показать, как миссис Икс под влиянием Энни перековалась в любящую мать по имени Александра. О чем она и сообщает в теплом письме, начинающемся словами: «Дорогая Энни!».

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

17.08.2007

www.voanews.com

***