Понятие «сетевой литературы» уже давно перестало быть феноменом. Многие авторы ищут читателей в Интернете, предпочитая книжным прилавкам просторы Всемирной паутины. Глобальная сеть как область самиздата активно продвигается даже известными писателями.

Любители интернет-литературы все реже заглядывают в «обычные» книги.

Фото: ЛЕВ ШАМОТА

Сетевой дневник, или блог (его международное название), отныне доступен каждому: его можно наполнять любым содержимым и даже превращать в публичный и литературный объект. Из парочки интересных замечаний, разбавленных фотографиями и рисунками, образуется некое подобие «книги о жизни», сначала читаемой лишь друзьями, а затем и случайными любителями взглянуть на чужой мир «из-за стекла». Дневниковые новички, сами того не замечая, включаются в борьбу за внимание: банальное и корявое «сочинение» на тему «как я провел день» вдруг превращается в довольно осознанные излияния. Возникает целый литературный жанр, отныне привлекающий тысячи людей и, одновременно, вызывающий множество споров.

В Союз писателей – с дневником

Все началось примерно пару лет назад, когда русские блоги обнаружили особое и вовсе не характерное, к примеру, для США, рвение к рейтингам. Вокруг «живых журналов» влиятельных личностей (а у нас их ведут и политики, и бизнесмены, и журналисты, и литераторы) стаями стали собираться читатели – по нескольку тысяч на один ЖЖ. Привлекать виртуальных друзей стали и не известные доселе люди, обнаружившие в себе «дневниковый талант» – изо дня в день ярко и необычно излагать на страницах своего журнала простые, на первый взгляд, мысли. Несложные заметки выросли в литературные произведения малого жанра, а их авторы – в так называемых сетевых писателей, собирающих вокруг себя приличную аудиторию.

Первой печатной книгой, выросшей из блога, стал сборник «Владимир Владимирович» Максима Кононенко, изданный в 2005-м. Через год мистер Паркер (псевдоним автора), ныне закрывший журнал, объявил премию для лучших блогов. Среди прочих номинаций была и литература. В ней победила девушка, существующая в ЖЖ под забавным псевдонимом Марта Кетро. Искренне и по-женски трогательно повествующая о подругах, кошках и любви, эта легенда русского Интернета, между прочим, стала первым сетевым автором, принятым в Союз писателей. С момента получения Паркеровской премии содержание ее журнала дважды принимало печатную форму – в виде книг «Хоп-хоп, улитка» и «Улыбайся всегда, любовь моя».

Блоголитература, с ее возможностями и недостатками, – тема довольно обсуждаемая как в художественной, так и в интернет-среде. На англоязычном книжном рынке даже придумали специальное слово blook, означающее изданный в виде книги блог (игра слов «blog» и «book»). Но что интересно, на Западе относятся к этому явлению довольно скептически: например, в июне калифорниец Эндрю Кин выпустил книгу под названием «Культ любителя: как сегодняшний Интернет убивает нашу культуру». Автор, не стесняясь в выражениях, клеймит владельцев онлайновых дневников, называя их «ворами», копирующими чужие работы и создающими «бесконечный цифровой лес заурядности».

Россияне, напротив, явно возлагают на новый жанр большие надежды. Нигде в мире автор онлайн-блога не способен собрать семь тысяч читателей – у нас, как мы уже видели, этот рубеж давно пройден. Польза, несомненно, есть: Интернет – хороший инструмент для поиска талантливых авторов. Однако покидать границы свободолюбивой Сети нужно с умом: по крайней мере осознавать ответственность за содержание своих записей и верно определять ту их часть, которая действительно достойна быть опубликованной на бумаге. Молодой и свежий жанр загубить не так сложно.

"Новые Известия"

***