В обзоре российских газет:

* «Невский экспресс» был атакован дилетантами

* В России создана Олимпийская госкорпорация

* России грозит удорожание ипотеки

* Чиновники учат английский и ездят на автобусе

«Чеченский след», националисты или начало выборов?

Основной версией крушения пассажирского поезда «Невский экспресс» в газетах назван теракт. В поезде находились 252 человек, пострадали 60, 20 из них госпитализированы.

Происшествие случилось в понедельник, в 21:38 по московскому времени. «Невский экспресс» направлялся из Москвы в Санкт-Петербург и несся со скоростью около 180 км/ч по перегону Бурга — Малая Вишера (Новгородская область). «Газета» считает, что пассажиров спасла высокая скорость поезда. Кроме того, издание приводит две версии о возможных злоумышленниках.

«Одна из них — ставший уже традиционным «чеченский след», — предполагают журналисты. — Большинство диверсий на железных дорогах, совершенных в последние годы, были записаны именно на счет боевиков. Но рельсовая война велась преимущественно на Северном Кавказе, а в других регионах — как это было во время теракта у столичной станции метро «Рижская», на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая» или же в случае подрывов пассажирских самолетов — использовались смертники».

Со ссылкой на правоохранительные органы выдвигает «Газета» и вторую версию: к пуску вагонов под откос причастны националисты. «Тем более что по почерку диверсия весьма напоминает уже совершенную в 2005 году в Озерском районе Московской области, — развивает мысль издание. — Тогда был подорван фугас под поездом Грозный — Москва. Различные травмы получили девять человек. Спустя некоторое время были задержаны москвичи Михаил Клевачев и Владимир Власов. По версии прокуратуры, придерживающиеся радикальных националистических взглядов жители столицы решили столь жестоким способом отметить День России».

«Комсомольская правда» также проводит аналогию с событиями 2005 года: «Крушение локомотива под Малой Вишерой похоже на аварию поезда Москва — Грозный».

К причинам спасения состава (кроме выдвинутой «Газетой» версии о большой скорости) «КП» добавляет умелые действия машиниста: «Мужчина, почуяв неладное, резко дернул стоп-кран, громадная махина своим весом буквально вспорола железнодорожное полотно, состав тормозил так, что рельсы дымились еще спустя два часа после ЧП. Поезд по инерции проехал весь мост, раскрошив шпалы и погнув рельсы, и остановился по другую сторону моста».

«Московский комсомолец» считает чудом то, что удалось избежать жертв. Инцидент, по словам издания, «ошеломил, потряс, напугал». Газета, пытаясь угадать, с какой стороны нанесен удар, выдвигает в числе других версию о бурном начале предвыборной гонки.

Сергей Гончаров, депутат Мосгордумы, президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», считает, что взрыв был демонстративным, и устроили его не кавказские боевики: «Скорее всего кто-то демонстрирует и нам, и президенту Путину, что может в своей борьбе за власть пойти и на такие страшные теракты. И поскольку в ближайшие дни истерика будет раскручиваться и в нашей прессе, и в зарубежной, заказчики этого преступления своего добились».

Депутаты Госдумы Геннадий Гудков и Борис Немцов с выборами случившееся не связывают, а вот их коллега Владимир Рыжков «предвыборную» версию поддерживает: «Определенные параллели напрашиваются. У нас почему-то аккурат перед выборами растет напряжение, происходят теракты. В разных странах такое случается — власти тем самым могут попытаться перед выборами мобилизовать вокруг себя людей, трясущихся от страха».

«Это девятый «железнодорожный» теракт в России с 1996 года, — напоминает «Независимая газета». — Особый акцент ЧП, чудом обошедшемуся без жертв, придает следующий факт: взрыв прогремел за два с половиной часа до наступления дня, от которого отсчитывается время до проведения декабрьских выборов в Госдуму».

«Коммерсант» вспоминает, что незадолго до трагедии был отправлен в отставку губернатор Новгородской области, на территории которой взрыв и случился. «Участники расследования пришли к выводу, что диверсанты были плохо осведомлены об устройстве железной дороги и только поэтому все 252 человека, находившиеся в поезде, остались живы», — пишет газета.

Злоумышленники, по мнению специалистов, планировали сбросить поезд в узкий и глубокий лог реки Черная, достигающий глубины 30 м. Но они не знали о существовании контррельса, которые устанавливаются на железных дорогах еще со времен Великой Отечественной войны, а также неправильно выбрали место атаки и не рассчитали скорость движения состава — он проскочил взорванный участок по инерции.

Госкорпорация для Сочи

Подготовке к Олимпийским играм в Сочи уделяют внимание и газеты, и государственные структуры. На страницах «Коммерсанта» обсуждается создание в России «трехглавой структуры управления подготовкой к Олимпиаде».

«Разделяй и празднуй», — такой заголовок дает материалу газета. Одну из голов олимпийского руководства в Сочи представил министр экономического развития и торговли Герман Греф: строительные госпроекты Олимпиады, по данным «Коммерсанта», передадут Олимпийской госкорпорации с капиталом не менее 7,5 млрд. долларов.

Формировать структуры, которые будут готовить и проводить Олимпийские игры в Сочи в 2014 году, начали в пятницу на совещании, которое провел президент Путин. По словам участников совещания, он попросил «обойтись без его непосредственного участия» в олимпийских структурах и отказался утвердить схему единого управления всей подготовкой к Сочи-2014.

«Коммерсант» считает, что единую структуру по управлению подготовкой к Играм не стали утверждать из-за того, что началась борьба за посты в ее руководстве. В главы комитета прочили вице-премьера Александра Жукова, управляющего делами президента Владимира Кожина, президента Альфа-банка Петра Авена, главу заявочного комитета Сочи-2014 Дмитрия Чернышенко и многих других. «Теперь же с трехглавой структурой управления Сочи-2014 постов, на которых можно руководить Олимпиадой, станет гораздо больше», — иронизирует газета.

«Трехглавая конструкция» позволяет увеличить число «олимпийских» кресел во власти и несколько снизить борьбу вокруг проекта «Сочи-2014», в котором сошлись интересы государственных и частных инвесторов («Интеррос», «Базовый элемент», «Газпром»), федеральной и региональной властей и т. д. Борьба за конструкцию «олимпийского движения» во власти будет продолжаться до декабря 2007 года, именно тогда, как пояснил Герман Греф, должен быть принят специальный «олимпийский» закон, который в том числе утвердит окончательно, кто и каким образом возложит на себя лавры олимпийского руководителя.

Газета, ссылаясь на министра экономического развития и торговли Германа Грефа пишет, что новый госхолдинг по строительству объектов заработает к началу декабря, а саму структуру и функции Олимпийской госкорпорации пропишут в специальном законе. Его примут уже этой осенью. «В тексте документа мы заложим максимальное количество процедур контроля за расходованием денег на подготовку к Олимпиаде», — пообещал Греф.

А пока издание сообщает, что строительному госхолдингу предстоит освоить 314 млрд. рублей (12,3 млрд. долларов), которые выделены на подготовку Сочи к Олимпиаде. За месяц, что прошел после голосования в Гватемале, уже потрачено 2,4 млрд. рублей. Из них 1 млрд. рублей — бюджетные средства, 1,4 млрд. рублей дали частные инвесторы.

«Время новостей» подробно останавливается на «олимпийском законе»: до конца октября его должна принять Госдума во всех трех чтениях. Среди прочего законопроект предполагает введение льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество и НДС для компаний, которые будут ввозить оборудование, необходимое для проведения олимпийских мероприятий. Но детали о предоставлении льгот еще не проработаны.

Ипотека дешевле не станет

Ипотечный кризис в Америке ударит по российскому нацпроекту «Доступное жилье», считает пресса. В частности, «Независимая газета» пишет, что могут не сбыться обещания первого вице-премьера Дмитрия Медведева резко снизить в ближайшие годы ставку по ипотечным кредитам на российском рынке.

«Вызванное кризисом удорожание кредитных ресурсов на мировом рынке может не позволить российским банкам и дальше снижать кредитные ставки. Соответственно могут не оправдаться заложенные в приоритетный нацпроект «Доступное жилье» расчеты на развитие ипотеки», — этот вывод газета делает вместе с экспертами.

Так, например, на возможность удорожания заимствований российских банков вследствие кризиса на ипотечном рынке США указал первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев. С ним согласен и бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко, ныне гендиректор компании «Меррилл Линч Секьюритиз». Эксперты указывают, что финансовая система глобальная, поэтому кризис затронет и Россию. «Главным образом он скажется на российских банках и компаниях, для которых станет дороже брать деньги на внешних рынках», — заявил «НГ» Алексашенко. По его мнению, это приведет к удорожанию ипотеки.

Газета приводит цифры: в 2006 году средняя ставка по ипотечным кредитам составила примерно 11% годовых в рублях, в 2008 году согласно индикаторам нацпроекта она должна снизиться до 10%, в 2010 году — до 8%, а к 2015 году вообще до 2-4%.

Но после кризиса банки будут повышать процент ставки по кредитам. Аналитик «Совлинк» Ольга Беленькая говорит, что банки привлекают деньги с внешних рынков, поэтому стоит настраиваться на удорожание ипотеки.

Есть и другие мнения. Руководитель департамента оценки ООО «Финэкспертиза» Наталья Самохина считает, что рынок недвижимости достаточно стабилен и у него есть запас прочности к подобным потрясениям. С таким выводом согласен и вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев.

«Коммерсант» также пишет об ударе, который нанесет России американский ипотечный кризис: по прогнозам, в мире теперь произойдет замедление темпов роста торговли и экономики.

После кризиса центробанкам многих стран придется ужесточать денежно-кредитную политику, повышать процентные ставки, а это, в свою очередь, может замедлить мировую экономику и снизить цены на нефть. Последнее для российского роста может быть чувствительным.

Причуды городских глав

Мэр Казани заставил чиновников учить английский, а мэр Красноярска обязал подчиненных пересесть в общественный транспорт. «Английский, как язык международного общения, предложил освоить в сжатые сроки своим подчиненным мэр города Ильсур Метшин, вернувшийся из Бангкока с презентации Казани, как претендента на проведение Универсиады 2011 года», — пишет «Труд» и называет заявление градоначальника «помпезным».

По мнению газеты, чиновников оно повергло в шок! До этого мэр воплощал в жизнь проект обучения татарскому всех жителей столицы Татарстана. Также республика переходила на латиницу.

Газета задается вопросом: владеет ли хотя бы на разговорном уровне английским сам мэр? Ответ на этот вопрос не приведен.

«Новые Известия» пишут о рацпредложении мэра Красноярска: Петр Пимашков предложил чиновникам своей администрации ездить на работу на маршрутках. «Другие региональные власти также иногда пытаются пересадить своих подчиненных на общественный транспорт, но обычно это заканчивается одной показательной поездкой и массой впечатлений, которыми чиновники делятся друг с другом в своих кабинетах», — комментирует газета.

По задумке красноярского градоначальника, сотрудники мэрии будут знакомиться с ситуацией на общественном транспорте. «Никто из чиновников не возмущается такому решению, все, наоборот, считают, что это полезно», — утверждает Петр Пимашков.

Мэр ранее заявлял журналистам, что и сам нередко пользуется услугами общественного транспорта в целях контроля за уровнем обслуживания пассажиров. Но вопрос о том, как часто ездит сам глава Красноярска, так же, как и вопрос о знании языка казанским мэром, так и остался без ответа.

Обзор подготовила Ольга Караулова, Служба мониторинга Би-би-си

среда, 15 августа 2007 г., 05:34 GMT 09:34 MCK

Би-би-си

*