Забастовка или бунт
После забастовки, проведенной 1 августа персоналом сборочно-кузовного производства АвтоВАЗа, обстановка на заводе остается напряженной. Участники трудового конфликта ищут виноватых, заявляя о своей правоте. Стороны и наблюдатели расходятся в оценках забастовки.
Забастовка рабочих «АвтоВАЗа»
Фото: ИТАР-ТАСС
Незначительное по своей сути и результатам (недовыпуск около 400 автомобилей) происшествие вызвало столь мощную волну публикаций и обсуждений на самых разных уровнях, что поневоле задумываешься, все ли благополучно в «датском королевстве», каковым и сегодня остается АвтоВАЗ. Тольяттинский автогигант напоминает растревоженное пчелиное гнездо, в котором любое движение вызывает неадекватно мощный ответ. В ситуации, когда решение насущных производственных проблем подменяется борьбой частных политических и экономических интересов, велика опасность непрогнозируемого развития событий. Когда предприятие, по сути, выживает в экстремально сложных рыночных условиях, социальные волнения и саботаж могут стать для него поистине роковым ударом.
Забастовка или бунт
Стороны и наблюдатели настолько расходятся в оценках забастовки, что есть смысл напомнить, что же всетаки произошло 1 августа на ВАЗе. В тот день (о готовящейся акции говорили заранее), по разным данным, от 100 до 400 работников сборочно-кузовного производства (СКП) отказались выйти на работу, в результате чего скорость конвейера была снижена, около 400 автомобилей оказались недоукомплектованными и были впоследствии отправлены на доработку. Требование у вазовцев было единственное и предельно конкретное — повышение средней зарплаты до 25 тыс. рублей. Рабочие второй смены акцию коллег не поддержали, и предприятие возобновило работу в штатном режиме.
Вокруг и около
Самым интересным в этой ситуации, на наш взгляд, является то, как активно включились в процесс люди и организации, напрямую с АвтоВАЗом не связанные. Политические партии и представители властных структур публично комментировали события, вставая на ту или иную сторону. Министр промышленности Самарской области Николай Свешников поддержал руководство предприятия. «Данную акцию нельзя рассматривать как забастовку по линии профсоюза и по линии основного трудового коллектива. Согласно действующему коллективному договору, основной профсоюз завода и независимый профсоюз «Единство» должны были договориться и выступать единым фронтом. Акция проведена небольшой организацией, действительное число членов которой едва ли достигнет даже одной тысячи человек. И то, что они сделали — анархия, а не забастовка. Причем сами участники это признают», — заявил г-н Свешников.
***