Американское аэрокосмическое агентство (NASA) вчера заявило, что повреждение теплозащитного покрытия шаттла Endeavour оказалось достаточно серьезным. Теперь экспертам предстоит определить, сможет ли шаттл сесть с пробоиной в правом крыле, полученной при запуске, или ее придется заделывать прямо на орбите.

Крайнего варианта с эвакуацией экипажа на другом шаттле в NASA пока надеются избежать.

Теплозащитный слой Endeavour был поврежден при его запуске в ночь на 9 августа. На начальном этапе полета от внешнего топливного бака корабля отвалился кусок теплозащитной пены размером с теннисный мяч, который ударился о стойку крепления шаттла к баку и развалился на несколько обломков. Один из них ударил в правое крыло корабля и оставил выбоину в теплозащите.

После осмотра теплозащитного покрытия корабля с помощью лазерного сканера и камеры высокого разрешения выяснилось, что на нижней части правого крыла Endeavour, пристыкованного к Международной космической станции, имеется выбоина размером 9×6 см. При этом трещина проходит через обе теплозащитные панели на всю их глубину. Это означает, что в процессе торможения шаттла в плотных слоях атмосферы при посадке раскаленная плазма может пройти через эту трещину, повредить мягкое основание теплозащиты и даже расплавить алюминиевый стрингер — силовую конструкцию крыла. Такое повреждение может привести к гибели корабля. Именно из-за похожей выбоины в теплозащите на передней кромке левого крыла 1 февраля 2003 года развалился при посадке шаттл Columbia — тогда погибли семь астронавтов.

По словам руководителя группы управления полетом шаттла Джона Шеннона , в настоящее время в Космическом центре имени Джонсона (Хьюстон) специалисты проводят испытания образца теплозащиты шаттла, на котором точно сымитирована имеющаяся на Endeavour выбоина. Образец помещен в специальную установку, на которой воссоздаются условия торможения корабля, в том числе и температура в 2 тыс. градусов.

Для ремонта на корабле имеется три типа наносимых теплозащитных покрытий и необходимый инструмент, а экипаж Endeavour обучен как всем этим пользоваться. По словам представителя NASA, существует лишь одна проблема: выбоина расположена в таком месте, куда астронавтам очень трудно добраться даже с помощью дистанционных манипуляторов, имеющихся как на МКС, так и на самом шаттле.

Теоретически нельзя исключать и варианта возвращения экипажа Endeavour на Землю на другом шаттле: после катастрофы Columbia NASA всегда заранее планирует подобные спасательные миссии. Для Endeavour функции спасателя выполняет шаттл Discovery, старт которого при необходимости может состояться 5 октября. До этого времени астронавтам Endeavour придется оставаться на борту МКС, на которой для этого имеются необходимые запасы воздуха, воды и еды. Однако NASA пока считает, что такой спасательной миссии в нынешних условиях не потребуется и Endeavour благополучно вернется на Землю, как и запланировано, 23 августа.

Пишет газета «КоммерсантЪ» № 144(3720) от 14.08.2007.

"КоммерсантЪ"

***