Этим летом в Москве фестиваль Linoleum пройдет уже во второй раз. В прошлом августе, когда его затевали, он назывался фестивалем альтернативной анимации, гнездился в разбомбленных, далеких друг от друга залах «Проекта «Фабрика» и кинотеатра «Салют» и валил в кучу все, что считал маргинальным. Фестиваль получился путаным и невнятным, но задорным.

Второй Linoleum откроется уже с новым, солидным подзаголовком: фестиваль экспериментальной анимации и медиаискусства.

Под новое, взрослое название на этот раз и залы выбрали солидные: в Московском музее современного искусства (в галерее «Зураб») покажут проект «Учитесь видеть!» (Learn to See!/ From motion paintings to moving images) — здесь будет все то, что принято называть видеоартом, начиная с работы классика экспериментальной и абстрактной анимации Лен Лая Colour Box (1935) до современных западных видеоинсталляций. Все это можно будет увидеть с 15 августа до конца лета. А в кинотеатре «35 ММ» с 16 до 19 августа покажут смешанную программу, где главной будет авторская анимация, которую любят показывать на разных фестивалях даже не всегда в разделе экспериментов. Такова, например, программа Австрийской экспериментальной анимации, собранная художницей Бади Минк (кстати, ее видеоработы вместе с работами знаменитой швейцарки Пипилотти Рист тоже будут показаны в рамках фестиваля). Кроме австрийцев Linoleum представит две французские программы, обе они принадлежат парижской компании Autour de Minuit, специализирующейся на цифровой анимации. В одну из них входят фильмы, снятые на студии, а в другую — те, для которых «Полночный автор» стал дистрибьютором. Многие из этих картин, надо сказать, тоже считаются фаворитами фестивалей.

В продолжение прошлогодней программы кассельской школы анимации в этом году покажут фильмы туринской школы, включая работы одного из ее преподавателей — Винченцо Джианола, предпочитающего бескамерную съемку, в которой фильм рисуется прямо на пленке.

Нашу страну на Linoleum представит анимация питерского режиссера и художника Бориса Казакова, работающего в соавторстве с Георгием Барановым. Они более известны в среде питерских художников и авторов «параллельного кино», чем аниматоров, несмотря на то, что традиционными приемами тоже пользуются. Но многие из картин, снятых ими с конца 90-х годов до нынешнего времени, сделаны в любимой технике экспериментаторов — процарапывании на пленке поверх киноизображения.

Ну а из небывалого прежде в программе Linoleum будет пятидесятиминутный перфоманс «52 пространства» английского художника Робина Римбода по прозвищу Scanner. Римбод, много работающий с шумами в направлении саунд-арт, пять лет назад сделал этот проект, посвященный 90-летию Антониони и основанный на звуках и образах из фильма «Затмение». Программа фестиваля была сверстана задолго до смерти великого режиссера, но так или иначе показ этого перфоманса сейчас будет выглядеть как дань памяти Антониони. Если учесть, что карьера Антониони начиналась в национальной школе кино Италии, той самой, туринское отделение которой представляет свои фильмы на фестивале, можно считать, что программа второго Linoleum имеет эффектную рифму.

Дина ГОДЕР

"Время новостей"

***