Красивое лицо. Приветливое, но строгое. С лучистыми глазами. Тоже приветливыми и строгими. Что-то от матери-Родины. Или от любимой учительницы. Ореол замкнутости, закрытости — как у человека с развитым чувством достоинства, не позволяющего вторгаться в свой мир.

В 18 лет эта красавица танцевала на сцене чарльстон — то есть была нормальной девушкой, реальной настолько, что элегантнейший молодой актер Сергей Герасимов увлекся ею навсегда.

Потом эксцентрические крайности молодости останутся далеко в юности, и оба станут ковать в сознании масс образ нового советского человека, адекватного «Рабочему и колхознице» Мухиной. Это были люди Близкого Будущего, они возникали на экранах как бы среди прочих смертных и своим существованием несли людским несовершенствам невысказанный укор. В их присутствии было стыдно расслабиться, думать о грешном, манкировать трудом на благо Родины. В их присутствии хотелось неустанно расти над собой.

Это называлось социалистическим реализмом. Звездная пара Герасимов — Макарова стала самым полным выражением этого художественного метода.

Герасимов умел жить вкусно. Со смаком лепил пельмени. Макарова идеально ему соответствовала: красивая, умная, все понимающая, рафинированно интеллигентная жена-подруга, хватающая любую мысль с полуслова, парирующая любое неудобство легкой светской шуткой и всегда стоящая на твердых основах морали — красивый человек! Посмотрите фильм «Дочки-матери», и станет завидно: такой и должна быть рядовая советская семья.

Тамара Макарова изумительно владела особой интонацией — матерински мягкой, завораживающей, но абсолютно несокрушимой в своем знании, как все должно быть. Это образ-идеал, на котором нельзя вообразить морщинку, пятно на платье, сбившуюся прядь волос. Это женщина, которая умеет себя не просто вести — но нести. Так несут прекрасное — бережно. Не потому, что прекрасное хрупко. А из чувства огромного уважения. Слово, ключевое для картин Герасимова и манеры его актеров.

Эти качества были главными даже тогда, когда она играла «простых русских женщин». Та же мудрая интонация, то же чувство достоинства — в истории о колхознице, во время войны выходившей раненого немца (фильм Татьяны Лиозновой «Память сердца», где представлены только лучшие человеческие качества, и при этом правдивый и сильный).

Была у нее еще одна роль — в жизни. Эта роль совпадала с экранной: учить хорошему. Вместе с Герасимовым она создала лучшую актерскую школу в нашем кино. Из их мастерской во ВГИКе вышли поколения — от Сергея Бондарчука и Людмилы Гурченко до Сергея Никоненко, Нонны Мордюковой, Николая Еременко, Аллы Ларионовой, Клары Лучко, Наталии Белохвостиковой… Звездная пара научила их тому, что искусство — скрупулезная, трудная, ответственная работа. Научила мастерству.

О том, как Валерий Кичин видит биографию актрисы, читайте в «Российской газете» — Центральный выпуск №4438 от 13 августа 2007 г.

"Российская газета"

*