Выставка «Шанель. По законам искусства», которая откроется в сентябре в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ), покажет Шанель как одну из самых влиятельных персон художественной жизни ХХ века, рассказала заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по выставочной работе и зарубежным связям Зинаида Бонами.

«Посетители увидят не только подлинные модели из коллекции Дома Шанель и произведения искусства XVIII-XX веков, но и большое количество документальных материалов и редких фотографий, в том числе Ман Рэя и Марио Тестино», — сказала она.

По словам Бонами, французский куратор выставки, историк моды Жан-Луи Фроман придумал построить экспозицию не по хронологическому и биографическому принципу, а по сценарию новелл, которые символизируют основные достижения Габриэль Шанель в искусстве.

«Всего в экспозиции будет пять разделов: твид, черный — маленькое платье, красный — цвет любимой помады, джерси и золото — цвет Венеции, любимого города Шанель и Византии, с которой ассоциируется русское золотое шитье: его Шанель использовала для украшения своих моделей», — пояснила она.

Такой принцип позволил объединить на выставке полотна Томаса Гейнсборо, Джона Констебля, Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Александра Родченко, Михаила Ларионова и Энди Уорхола.

«Знаменитые твидовые костюмы Шанель были придуманы ею в Англии, где она гостила в поместье герцога Вестминстерского. Атмосфера Англии и ее пространство, запечатленное на картинах Констебля и Гейнсборо, отражают те самые зрительные впечатления, которые привели ее к изобретению женского варианта твида», — объяснила появление в экспозиции картин этих художников Бонами.

«Благодаря Шанель предмет, воспроизведенный несколько раз, не утрачивает своей новизны и актуальности и не «выходит в тираж». Делая серийные изображения, этим приемом продолжали пользоваться художники во второй половине ХХ века», — рассказала Бонами.

«В частности, картина Энди Уорхола, на которой изображена Джеки Кеннеди в костюме Шанель, этот прием демонстрирует», — добавила она.

Кроме того, выставка расскажет о связях мадемуазель Коко с Россией.

В 1920-м году в Биарицце у Шанель начался роман с Великим князем Дмитрием Павловичем. Год спустя бывший придворный парфюмер дома Романовых Эрнест Бо составил несколько композиций духов. Шанель выбрала композицию № 5.

«Несмотря на все трудности, связанные с транспортировкой, в Москву привезут легендарные духи «Шанель №5″ в оригинальном флаконе: и духи, и упаковка выпущены в 1920-е годы», — пообещала Бонами.

«Шанель сотрудничала с Великой княгиней Марией Павловной, золотошвейное ателье которой — «Китмир», делало вышивки для моделей Шанель, — рассказала Бонами. — Помимо фотографий, зрители увидят подлинный образец такой вышивки».

«Наши гости увидят также много интересных материалов, связанных с Игорем Стравинским, — добавила она.- Когда тот оказался во Франции, ему негде было жить, и Шанель по просьбе Дягилева на два года предоставила кров великому композитору».

Бонами считает, что выставка «Шанель. По законам искусства» отличается от выставки «Шанель», показанной в нью-йоркском музее Метрополитен в 2005 году.

«В Метрополитен акцент был сделан на коллекции костюмов Шанель, а мы представляем ее творческие новации на фоне истории искусства. Они стали символами ее неповторимости на все времена в искусстве вообще и в искусстве моды в частности», — пояснила она.

В подготовке выставки принимают участие лондонская галерея Тейт, парижские музей Пикассо и музей центра Помпиду, ГМИИ, Третьяковская галерея, Музеи Кремля, а также многие частные художественные галереи и собрания.

РИА Новости

*