В Сызрани разгорается конфликт между местными властями и жителями частных домов, вблизи которых проходит железная дорога. По всем нормам жить в таких условиях невозможно. По всем документам этот поселок снесли почти 30 лет назад. А на деле — ничего не изменилось. Тем временем, появляются всё новые рельсы и шпалы, и всё громче стучат поезда.

Расписание поездов эти пенсионеры знают лучше любого железнодорожника. Утром и вечером пассажирские проходят мимо под звон посуды. Вечером и ночью тяжелые грузовые составы вгоняют деревянный домик в землю. «Настил вот такой вот! Щебенки понатаскали, песка машину и цемент наложили. Вот такая вот была подушка. И все ушло — ничего не осталось», — рассказывает пенсионерка Лидия Алексеева.

Этот поселок-призрак находится в самом центре Сызрани. В мае 1978-го перевернувшаяся цистерна со сжиженным газом дотла спалила такой же квартал по другую сторону дороги. В том пламени погибли четыре десятка человек. Вскоре облисполком принял закрытое постановление, по которому все эти дома должны были быть снесены. Они стоят до сих пор. «Может быть, область денег не выделила, может, местным властям не хватило. Были случаи, что и отселяли, а дома не сносили,» – объясняет Юрий Кобякин, исполняющий обязанности главы администрации г. Сызрани.

Железная дорога продолжала строиться и вплотную подошла к жилым домам. «Пять лет назад здесь всего 8 пар шпал было, а сейчас — 18!» – говорит жительница города Людмила Степаненко.

Два года назад здесь началось строительство главного пути трассы Сенная — Октябрьск. Российские железные дороги полностью профинансировали отселение горожан из санитарной зоны будущей магистрали. Подобрать варианты поручили риэлторской фирме. И здесь начались чудеса. Принцип, по которому одни дома были расселены, а другие остались на месте, понять не мог никто. Чашу терпения переполнил случай, когда риэлторская фирма исхитрилась отчитаться о расселении жильцов двух несуществующих домов. «В документе сказано: подлежат сносу вот те, которые уже снесли, и дома по улице Транспортной, 64 и 66. Но этих домов вообще нет и не было никогда. На нашей улице — только нечетная сторона!» – возмущается местная жительница Галина Синякова.

Причину такой неразберихи удалось установить уполномоченному по правам человека в Самарской области Ирине Скуповой: «Просто не были поставлены на кадастровый учет дома, находившиеся еще ближе. Но они своевременно не были зарегистрированы, и, таком образом, не было договоренностей о перечислении средств. Получается, что Российские железные дороги выполнили свои обязательства, а потом всплыли новые обстоятельства».

Городские власти своей вины не признают. Больше того, настаивают: вмешиваться в эту ситуацию не будут. «За этим строительством следит масса государственных органов — Ростехнадзор, прокуратура, проектные институты, экспертиза государственная, Росстрой. А у местной власти нет никаких полномочий», — заявляет Юрий Кобякин, исполняющий обязанности главы администрации г. Сызрани.

Между тем, в мэрию регулярно поступают отчеты риэлторской фирмы о ходе отселения. Пометка «Не хватает средств» встречается чаще других. Например, она стоит напротив адреса улица Декабристов, 81. Но дом уже отселен. Деньги нашлись после того, как жильцы обратились за помощью к главе государства. Рядом дом 79-й. Его жильцы пока пытаются отстоять свои права в Сызрани. «Я им всем говорю: почему вы меня одну оставили, почему? Ходила к мэру, к прокурору — везде одни отписки», — рыдает Лилия Юськаева.

Мимо окон идут поезда. Два года жители этого поселка пытаются защитить свои права нормально спать по ночам и не опасаться за жизнь детей. За эти два года они поняли только одно: полоса отчуждения примыкает не только к железнодорожному полотну, но и к многочисленным чиновничьим кабинетам.

Вести.ru

***