Усадьба Влахернское — Кузьминки готовится отметить своё 300-летие. Главные торжества намечены на середину июля, когда Православная церковь отмечает день Влахернской иконы Божьей матери, в честь которой получила название усадьба. А пока в Кузьминках идут последние приготовления — в дни праздничных мероприятий все строения и памятники должны быть в идеальном состоянии.

Единственная стрелка на часах церкви Влахернской иконы Божьей матери в Кузьминках — символ размеренности и неспешности жизни в старой московской усадьбе. Трехсотлетие знаменитый парк встречает пикниками, музыкальными фестивалями, велосипедными экскурсиями и затянувшейся реставрацией. Началась она в 92-м году — именно с церкви. «Церковь превращалась то в общежитие, то в лабораторию, а то и в автобусную станцию, где водители играли в домино», — рассказывает заведующий филиалом Музея истории Москвы Антон Горянов.

Восстановить храм удалось всего за 3 года. После чего темпы реставрационных работ заметно снизились. А ведь в Кузьминках — что ни строение — то бесценный памятник. На протяжении полутора веков здесь творила целая плеяда выдающихся архитекторов — Жеребцов, Жилярди, Казаков, Быковский. «Не многие усадьбы, особенно – московские, могут похвастаться таким стечением обстоятельств. Здесь в постройке участвовали именно выдающиеся архитекторы, а не безвестные крепостные», — говорит Антон Горянов.

Конный двор с музыкальным павильоном и скульптурами Клодта — поистине жемчужина усадьбы. К этому моменту удалось восстановить практически все его фасады. Времени и терпения на это потребовалось немало. Тем более неприятны огрехи реставраторов — трещины в здании, которые не ускользают от взора гуляющих в парке москвичей. «Материал неправильно подобрали, — объясняет москвичка Наталья Костенко. Конечно, это расстраивает. Хотелось бы подольше наслаждаться этим».

Следующие в очереди на реставрацию — деревянные флигели господского двора. Проект на 45 миллионов рублей уже готов. Однако эту зиму одно из творений Доменико Жилярди уже не пережило, деревянная стена прогнила и обвалилась.

Елена Коробова

Вести.Ru

*