Гитлер удивил потомков. Неожиданное открытие ученых позволило лучше понять музыкальные пристрастия нацистского лидера
Адольф Гитлер, самый известный поборник «расово чистой» немецкой музыки и поклонник Рихарда Вагнера, запретил исполнении музыки еврейских и русских композиторов в залах «третьего рейха», однако сам, как выясняется, втайне слушал их музыку.
Фото: peoples.ru |
На чердаке дома бывшего офицера советской разведки Льва Безыменского,скончавшегося этим летом в возрасте 86 лет, были найдены сотни граммофонных пластинок, принадлежавших Гитлеру.
Советский разведчик обнаружил эти записи в мае 1945 года в берлинской канцелярии Гитлера. Они были упакованы в ящики. Штаб Гитлера рассчитывал на эвакуацию в альпийское убежище нацистского лидера в Оберзальцберге. Многие знали, что единственным отдыхом для Гитлера была музыка.
«Я был потрясен, что в этой коллекции оказались российские музыканты», – пишет Безыменский. Гитлер причислял русских к Untermenschen, «недочеловекам», и презрительно оценивал их вклад в мировую культуру. Тем не менее, среди записей обнаружились произведения Чайковского, Бородина и Рахманинова – пластинки поцарапаны от частого прослушивания, на всех четко видна печать Föhrerhauptquartier – «Штаб квартира фюрера».
Но самое удивительное в этой подборке – по сути в коллекции любимой музыки Гитлера – то, что в ней нашлось место еврейским исполнителям. Среди пластинок есть запись концерта Чайковского в исполнении польского еврея, скрипача-виртуоза Бронислава Губермана. Слушая игру Губермана, Гитлер не мог не знать, что этот человек в 1936 году основал Палестинский оркестр (который теперь превратился в Израильский филармонический оркестр) и что он живет в изгнании.
Оказалась в личной коллекции Гитлера и запись австрийского пианиста, еврея Артура Шнабеля, мать которого погибла от рук нацистов. Неизвестно, какие записи прослушивались чаще всего, не составлена даже формальная опись коллекции.
Историк Роджер Мурхауз, автор книги «Убить Гитлера», говорит, что если эта коллекция с записями является подлинной, то она свидетельствует о противоречии между эстетическими и политическими ценностями фюрера.
***