Народная артистка СССР, Герой Украины, орденоносец, дважды бабушка… А выглядит так, что даст фору красавицам на подиуме, и поет так, как молодым эстрадным дивам не снилось. Сегодня юбилей у Ротару — Софии Михайловны, Сони, Сонечки. Она устраивает его не для себя, а для своих друзей, родных, поклонников.

В Ялте готовится грандиозное празднество, пир на весь мир, на который соберется политический и артистический бомонд Украины, России, Молдавии, а также поклонники с постсоветского пространства, вот уже двадцать лет приезжающие в гости к любимой певице. Все будут славить Софию, не переставая восхищаться, как это ей удается, преодолевая тяжелые испытания, что выпали на ее долю в последние годы, оставаться самой обаятельной, привлекательной, талантливой?

— София Михайловна, несколько лет назад вы потеряли мужа, продюсера и музыканта Анатолия Евдокименко, свою первую и единственную любовь… Вы погрузились в глубокий траур. А когда вновь вышли на сцену, то каждый свой концерт посвящали памяти Анатолия…

— Толик как был, так и остался моей второй половиной. Ему не найти замены. Я долго находилась в шоковом состоянии. Даже сын Руслан мне потом признался: «Мама, я думал, ты уже не сможешь выйти на сцену!» Я всегда верила мужу, никогда на него не обижалась. Наоборот, просила: «Замечай все недостатки, говори мне о них». И, знаете, он меня редко хвалил, не давал расслабляться.

— Именем Анатолия Евдокименко названа улица в городе Черновцы…

— Я спать не могла, все думала: «Хочу для Толика что-то сделать!» Потом пришла эта идея. Я обратилась от своего имени и от имени нашего сына Руслана к мэру города Черновцы с просьбой переименовать улицу, на которой мы когда-то жили. Мою идею поддержали, и теперь улица, где мы начинали семейную жизнь, носит имя Толи, а на нашем доме висит мемориальная доска. Еще я подготовила альбом «Единому» (по-русски -«Единственному») в память об Анатолии Евдокименко, куда включила любимые мелодии нашей юности, записанные в новых аранжировках.

— София Михайловна, вы выросли в многодетной семье. Наверное, было непросто?

— Да, я родилась в простой семье, чем горжусь. Буковина, Черновцы, село Маршинцы — там выросла. Отец — бригадир колхозных виноградарей, я — одна из шестерых детей. Родители с утра до ночи работали, да и мы, дети, сразу привыкали к труду. Я доила корову, с шести лет готовила обеды и ужины на всю семью. Утром отправлялась на рынок продавать зелень, на выручку покупала хлеб. Вечерами, после трудового дня, пели всей семьей. Основу репертуара составляли песни, которым нас научила старшая сестра Зина. В четыре года, переболев тифом, наша Зиночка ослепла и с тех пор засиживалась у радиоприемника. Вместе с песнями она выучила и русский язык, а потом научила ему нас, младших. Ведь дома мы говорили по-молдавски.

— Вы не конфликтовали с родителями?

— Они были строгими, но справедливыми. Помню, в седьмом классе меня не отпускали вечером на танцы. А как хотелось! Выводила меня старшая сестра потихоньку: взрослые уснут, а мы прыг через окно… Сейчас-то я понимаю, что папа и мама были в курсе наших проделок, но знали, что глупостей не натворим, поэтому мудро делали вид, что ничего не замечают. Кстати, отец, обладавший абсолютным слухом и красивым голосом, был первым моим музыкальным наставником.

— Отчего же ваш сын Руслан не стал музыкантом?

— Когда сын рос, мы часто уезжали на гастроли с ансамблем «Червона рута», а Руслан оставался с бабушкой и моими сестрами. Смотрел маму в «Голубых огоньках», засыпал с моей фотографией, а при встрече первым делом спрашивал: «Вы с папой надолго приехали?» Я же шла к учительнице и просила отпустить Руслана с занятий, чтобы побыть вместе. Я счастливая мать: сын вырос очень хорошим человеком. Современным, деловым и душевным. Руслан руководит архитектурно-дизайнерским бюро. Параллельно продолжает дело отца, работая со мной как музыкальный продюсер. Следит за модными течениями в музыке, помогает отбирать репертуар. Невестка Светлана — исполнительный продюсер, большой талант в области пиара. Я советуюсь с ней также в вопросах моды и стиля. Вкус у Светланы безупречный.

— Знаю, внуки зовут вас Соней…

— Да, у нас такие доверительные отношения. Толик-младший увлекается компьютерами, теннисом, плаванием, учится в Киеве в британской школе, прекрасно говорит на английском. У него хорошие педагоги по вокалу. Когда снимали новогодний мюзикл «Свадьба Фигаро», я репетировала с Толиком роль Марселины. Мы с ним все диалоги разыграли! Внучка Сонечка — голубоглазая, блондиночка, на дедушку похожа. Очень контактная, музыкальная.

— Говорят, вы способны видеть вещие сны?

— Да, часто «читаю» свои сны, что-то в них черпаю. Например, почти всегда знаю, когда заболею, предчувствую многие события.

— Вам приходилось отменять концерты по состоянию здоровья?

— Однажды в Петербурге, во время серии концертов, у меня резко поднялась температура. Приехала «скорая», врачи сказали: «Работать вам нельзя!» Но я все равно выступила. Себя не берегла и, конечно, вредила этим своему здоровью. Я рвалась на сцену, считая, что, стоит мне туда выйти, болезни отступят.

Но, бывало, меня насильно выталкивали на сцену. Однажды после гастролей я лежала в клинике с воспалением легких. Тем не менее меня усадили в скорый поезд на Киев для участия в правительственном концерте. С высокой температурой, хрипами и болью в горле еле пришла на репетицию во дворец «Украина». Режиссер перепугался: «Вы же совершенно больны!» Меня опять на вокзал, в поезд. Домой вернулась уже с двусторонним воспалением легких… В другой раз вызов на правительственный концерт совпал с ангиной. Плача, объясняю докторам: «Вы же видите — петь не могу». А они мне шепчут: «Дорогая София Михайловна, ну хоть вполголоса. Нам приказали, чтобы вы спели». Вот какие времена и нравы были.

— А что вам сейчас необходимо, чтобы чувствовать себя комфортно во время гастролей?

— Ничего особенного не прошу. Уютный номер в отеле, горячая вода. И чтобы рядом были хорошие люди.

— Вы увлекаетесь ныне модным фитнесом?

— Знаете, при моей кочевой гастрольной жизни часто не хватает времени на себя. Но дома стараюсь регулярно заниматься на тренажерах, плавать, ходить в сауну, на массаж. Когда есть настроение, с удовольствием балую себя разными полезными процедурами, масками. И всегда по утрам умываюсь минеральной водой.

— Каких принципов придерживаетесь в питании?

— Не ем после 6 вечера. И еще практически не употребляю соль. К счастью, от природы я не склонна к полноте, но если появляются лишние килограммы, то перехожу на овощи, фрукты и творог.

— Чем можете попотчевать гостей?

— Очень люблю украинскую и молдавскую кухни. Руслан обожает мои голубцы, перчики фаршированные. Все гости хвалят мой холодец. На праздники готовлю утку с яблоками и черносливом.

— София Михайловна, по итогам опроса вы в который раз признаны одной из самых красивых женщин на постсоветском пространстве. Откройте секреты вашей красоты и молодости…

— Я вам так скажу: красивое лицо — не что иное, как отражение чистоты сердца. А лучшее средство для того, чтобы быть в тонусе, это концерты и гастроли. Огромный зал, благодарные зрители. Конечно, «держать» зал непросто. Но, завоевав его, испытываешь необычайный прилив сил. После концерта порой не могу уснуть, но это радостная бессонница.

Свой юбилей София Ротару отметит в Ялте, в Бе­лом зале Ливадийского дворца. До революции он был летней резиденцией российского императора, в 1945 году стал местом исторической встречи Рузвельта, Сталина и Черчилля. Теперь же на целые сутки этот легендарный дворец арендовала семья выдающейся певицы, которая живет в Ялте с 1977 года.

Поздравить юбиляра изъявили желание многие звезды, в числе которых Алла Пугачева. Примадон­на, которой многие годы приписывали вражду с Ротару, похоже, уже в Юрмале начала готовить свою пламенную речь, назвав Софию «истинно народной певицей». А уж что скажет в Ливадии, трудно даже предположить.

Прибыл и Филипп Киркоров. Просочилась ин­формация, что он намерен вручить Софии вместе с огромным букетом цветов ключи от апартаментов в Болгарии. Возможно, это будет напоминанием о том, что в 1968 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии носящая то же имя певица за­воевала золотую медаль телеконкурса. Выразить свое почтение прибыли Николай Басков, Александр Розенбаум, Надежда Бабкина, Иосиф Кобзон, Игорь Крутой и другие.

Ялтинцы по очень «большому секрету» сообщили, что поздравить Софию Ротару собираются также вид­ные политики, среди которых ожидаются не только бывшие, но и нынешние президенты. Судя по тому, сколько охраны и милиции нагнали в Ливадию, можно не сомневаться: готовится нечто чрезвычайное.

Об этом сегодня пишет газета «Труд» №138 (25309), 7.08.07

***