Группа столичных дизайнеров решила не дожидаться утверждения Центробанком графического знака рубля и разработала собственный вариант. Мало того, художники начали акцию по пропаганде своей версии обозначения «деревянного» среди крупных российских и зарубежных корпораций.

Споры вокруг того, как рубль должен обозначаться, идут с 1998 года. Именно тогда был проведен первый открытый конкурс по графическому изображению российской денежной единицы. Самыми интересными символами тогда были признаны серп с молотом, твердый знак, вензель с буквой «Р» и по неизвестной причине утки. Дизайнеры также предлагали обозначить рубль компьютерным «Ru». На том конкурс и закончился, поскольку для введения символа нужен был соответствующий закон. Кроме того, высказывались мнения, что в символе рубля нет острой необходимости: многие страны с более твердыми, чем рубль, валютами прекрасно обходятся без символов. И даже для доллара США и британского фунта существование графических аналогов буквенного наименование – всего лишь традиция. Сторонники введения такого же российского символа возражали: мол, это будет работать на наш престиж.

В 2003 году история пошла по новому кругу: Институт нациологии предложил графически обозначать рубль буквой «Ф», точнее, зеркальным изображение двух «Р» («Рубль России»). Только в июне прошлого года наконец президент подписал федеральный закон, дающий Центральному банку России право утверждать графическое обозначение рубля. Начался новый конкурс. Рабочая группа из 100 предложенных вариантов выбрала три. В мае первый заместитель председателя Центробанка Георгий Лунтовский заявил, что графический знак рубля может быть утвержден до конца лета.

То ли устав ждать обещанного, то ли горя желанием войти в историю, группа московских дизайнеров начала несколько дней назад активно продвигать в бизнес-сообщество разработанный ими альтернативный знак, и пиар-акция сработала с непредсказуемой скоростью. Более 60 фирм приняли на ура знак, напоминающий перевернутую славянскую букву «ять». Скоро этот «оборотень» появится на производимой компаниями продукции. Кроме того, о намерении оснастить клавиатуру компьютеров неофициальным значком заявили несколько производителей электронной техники.

Впрочем, у символа есть и критики. Одних смущает то, что знак сильно похож на японскую йену, других – то, что буква «ять» была исключена из русского алфавита в 1918 году, и никто пока не предлагал ее «реабилитировать». А третьи утверждают, что символ по сравнению с графическими изображениями доллара и евро выглядит весьма коряво, трудно запоминается.

Для Центробанка же известие о диверсии дизайнеров оказалось, мягко говоря, неожиданным. «Принимать решение, как обозначать рубль, могут исключительно наши эксперты, – заявил «НИ» директор департамента внешних общественных связей ЦБ Сергей Татаринов. – Графический знак мы определим к концу года».

Разработчиков альтернативного символа это не смущает. Ведь ни в каком российском законе не прописано, что рубль каждый вправе изображать, как ему угодно и удобно.

"Новые Известия"

***