Еще вчера бывшие экспериментальными «школы приемных родителей» есть уже во всех регионах. Только за последний месяц такие учебные заведения открылись в Нижнем Новгороде, Красноярске, Екатеринбурге, Новокузнецке и Краснодаре.

Навыки приемного родителя, по словам психологов, труднее даются мужчинам.

Психологи утверждают, что большинство приемных родителей решается на этот шаг необдуманно. В итоге ломают жизнь и себе, и усыновленному малышу. Этим была продиктована инициатива создания специальных школ. «Сейчас таких учреждений в России более пятисот, – сообщил «НИ» консультант проекта «Новая семья» Кирилл Овчинников. – И с каждым месяцем их все больше. Психологи, работающие в них, заранее подготавливают усыновителей к проблемам, с которыми им придется столкнуться».

Большинство таких школ летом уходит на каникулы. Те, что остаются, работают в вечернее время и по выходным. «Курс рассчитан на 2,5 – 3 месяца, – рассказала «НИ» руководитель столичной школы «Воображение» Ирина Клыкова. – Мы делим обучение на лекционный курс и психологические тренинги. Обычно после лекции на определенную тему разбиваем своих учеников на группы и моделируем возможные конфликтные ситуации».

В маленьком классе они садятся за парты, достают из сумок тетради.

После окончания курса супруги уясняют для себя главное – готовы они к усыновлению или нет.

Специалисты в таких школах стараются разрешить еще одну распространенную проблему. Если женщина к приемному ребенку может относиться, как к родному, с мужчинами все протекает гораздо болезненнее. «Поэтому главная роль в усыновлении принадлежит именно супругу, – пояснил «НИ» психолог Марк Сандомирский. – Первая реакция мужчины на предложение усыновить ребенка практически всегда отрицательная. Для них существуют специальные тренинги, но до конца избавиться от психологического барьера невозможно – это приходит с годами».

Хотя количество «родительских школ» стремительно растет, эксперты уверены, что всех проблем они решить не могут. «Нужно понимать, что школы – только первый этап в психологической помощи приемным семьям, – говорит исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Учить приемных родителей общению с детьми на теоретическом уровне бесполезно. Во многих школах родителей, увы, обучают отдельно от детей, чаще – на предварительном этапе. Необходим постоянный контакт, нужно, чтобы школы выполняли функцию «скорой помощи» родителям, уже принявшим под свое крыло ребенка». А таких «родительских вузов» в России пока нет.

КАРИНА НАРАЕВСКАЯ,

опубликовано в газете «Новые Известия» от 6 августа 2007 г.

"Новые Известия"

***