Чтобы приготовить вкусное блюдо, нужен не только талант шеф-повара, но и правильные ингредиенты. Это же относится к кино. Только в роли шефа выступает режиссер, а ингредиенты — сценарий, актеры, музыка. Картина «Вкус жизни» (No Reservations) — в значительной степени продукт импортный. Проще говоря, римейк популярного немецкого фильма «Неотразимая Марта».

И добротный немецкий продукт был переработан во вполне удобоваримое американское блюдо – отчасти благодаря австралийскому режиссеру Скотту Хиксу, когда-то завоевавшему сердца дущещипательной киноисторией «Блеск» (1996) о болезненном и талантливом музыканте. Но «Вкус жизни» – совсем другое варево. Это стандартная американская комедия-драма с хорошими актерами и по канону написанному сценарию Кэрол Фукс, доселе некому не известного автора.

Такой фильм в Голливуде мог поставить кто угодно, поэтому картина никак не отражает творческой особости Хикса, проявленной с «Блеском». Но, может быть, в данном случае это и не нужно. Ставка во «Вкусе жизни» сделана на то, что средний зритель, на которого и рассчитана картина, будет подцеплен двумя, если так можно выразиться, основными инстинктами – необходимостью есть, чтобы быть, и стремлением к противоположному полу.

Гастрономические утехи в фильме (а они есть!) не поданы так сладострастно, почти сексуально, как в оскароносном фильме режиссера Тони Ричардсона «Том Джонс» (1963), но блюда, которые готовит модный ньюйоркский шеф-повар Кэйт Армстронг (Кэтрин Зета-Джонс), тоже весьма апетитны. У Кэйт, красивой, как Кэтрин, кроме кухни нет жизни – что несколько странно, учитывая внешние данные Зета-Джонс. Ее немецкий прообраз Марта (Мартина Гедек) тоже была женщина видная, но не такая гламурная, как Зета-Джонс, поэтому и тон немецкого фильма был несколько серьезнее.

Хотя, как и в оригинале, судьба готовит Кэйт испытание. Ее сестра, в одиночку воспитывающая дочь Зою (Абигейл Бреслин), гибнет в автокатастрофе, и девочка «достается в наследство» Кэйт. С этого момента ее размеренная жизнь становится беспорядочной. Кэйт, которая была основной приманкой для модного ресторана в Манхэттене, начинает пропускать работу.

Хозяйка заведения (Патриша Кларксон), не желая терять репутацию, нанимает для Кэйт помощника – заводного парня Ника Палмера (Аарон Экхарт). Итальянец, которого в оригинале играл несколько меланхоличный Серджио Кастеллито, превратился во «Вкусе жизни» в американца из глубинки, но обожающего все итальянское – от макарон до оперы. Этот культурный мезальянс дает некоторую искру сюжету. Но так же, как и итальянская mamma mia, авторы слегка перекармливают нас макаронными блюдами и итальянскими мелодиями – оперными и эстрадными. Последние звучат в американской обработке и по-английски, как бы подчеркивая симбиоз двух культур.

Я не уверен, что хороший актер Экхарт оказался правильным парнером для Зета-Джонс. Благодаря профессионализму исполнителей их многочисленные совместные сцены, призванные проиллюстрировать дорогу героев от профессиональной ревности, почти ненависти (особенно со стороны комплексующей Кэйт), к любви, выглядят достаточно правдоподобно, хотя и не слишком зажигательно.

Кэтрин Зета-Джонс нуждается в некотором отстранении от реальности, чтобы высветился ее безусловный актерский дар. Вспомним мюзикл «Чикаго», за роль в котором она получила «Оскар». Там все действие происходит как бы в голове приговоренных к смерти женщин. А когда актрисе нужно играть женщину, приговоренную к жизни, да еще со свалившейся на ее забитую рецептами блюд голову трудной племянницей, не можешь избавиться от ощущения, что это всем известная красавица, жена Майкла Дугласа, изображает повариху. И, может быть, поэтому между актрисой и ее партнером не пробегает столь нужная искра, которая была столь яркой, например, в дуэте Зета-Джонс – Джордж Клуни в комедии «Невероятная жестокость». Ну так то, скажете вы, Джордж Клуни – один из самых сексапильных мужчин на свете! Но Экхарт – актер не хуже, если не лучше Клуни, просто в данном случае «шеф-повар» Хикс неправильно смешал два хороших ингредиента.

Когда говоришь о легкой развлекательной картине, то самым правильным критерием ее оценки будет: развлекает ли фильм? Отвечу: развлекает, но в меру. В отличие от другого фильма с участием талантливой девочки Абигейл Бреслин «Маленькая мисс Счастье», где даже трагедия не мешала картине быть смешной, здесь, во «Вкусе жизни», драма и комедия не смешиваются в нечто органическое. Драма тут идет отдельно, а комедия отдельно.

Немного помогают выразительно, на реальной кухне снятые сцены приготовления элегантных блюд. Здесь «производственное кино» способствует повышению апетита. Тем более что Кэйт одета в белые поварские одежды, как будто сошедшие с подиума в Милане.

Думаю, что излишним было по контрасту одевать Ника в клоунские штаны. Это образу ничего не прибавляет, потому что мы быстро догадываемся, что под маской эксцентричности скрывается именно тот мужчина, который нужен именно этой женщине. Это понятно, исходя из опыта посещения кинотеатров, но не доказано фильмом. Однако Голливуд по своей природе «Макдональд», а не парижский «Максим». Поэтому фильмами вроде «Вкуса жизни» можно наскоро перекусить, не ожидая от них откровений вкуса.

По-английски название фильма No Reservations можно трактовать по-разному. Первое: посещение этого ресторана не требует заблаговременного заказа столика. Второе: что-то, что человек делает без оглядки. Я же позволю себе to have some reservations about this movie, то есть оставляю за собой право усомниться в питательности этого кинематографического блюда.

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

03.08.2007

www.voanews.com

***