Эвакуатор не умрет. Он просто станет бесплатным
Автомобилисты смогут вздохнуть спокойно. Через год. С 1 июля 2008-го года наконец-таки отменят принудительную плату за эвакуацию автомобилей. Для компаний, бодро увозящих чужие машины на свои стоянки, это грозит крахом прибыльного бизнеса. Для бюджета — потерей миллионов рублей. Петербургские владельцы машин опасаются, что за оставшийся год они «получат по первое число».
C 10 августа вступают в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Они вводят ужесточение штрафных санкций для нарушителей с 1 января. Но главное — процедура принудительной эвакуации автомобилей с 1 июля 2008 года должна стать бесплатной для граждан. Как говорится в законе, «задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания». При этом «плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке не взимается».
Несмотря на то, что в нашем городе после ожесточенно проигранных битв против эвакуаторов с ними смирились как с неизбежным злом, петербургские законодатели празднуют победу. Депутат ЗакСа Аркадий Крамарев считает, что решение федеральных законодателей — быстрая и адекватная реакция на негативный опыт Петербурга. Но теперь, не дожидаясь наступления следующего года, городское законодательство надо приводить в соответствие с федеральными требованиями, — уверен депутат.
«Мы же уже однажды ускорились с применением федерального закона, услышав протест жителей против игорного бизнеса. Почему бы теперь, наконец-то, не услышать массовый протест миллиона автовладельцев? С 2005 года мы с Юрием Гладковым постоянно выступали против существующей в городе схемы принудительной эвакуации автотранспорта, которая далека от совершенства, коррупционно опасна и нарушает права граждан на неприкосновенность частной собственности. К сожалению, из-за противодействия исполнительной власти уже второй год в Законодательном Собрании не удается принять разработанный нами законопроект, предусматривающий бесплатные эвакуацию и хранение в течение первых суток задержанных транспортных средств, а также возможность перемещения неправильно припаркованного автомобиля не на штрафстоянку, а на ближайшее разрешенное место. Произвол и взяточничество коммерческих кампаний, занимающихся эвакуацией, коррумпированных сотрудников ГИБДД, повреждение автомобилей превратились в ужасающую повседневность», — считает Крамарев.
Исполнительный директор Ассоциации специальных площадок в Петербурге Борис Вьюшкин считает, что непродуманное применение этого закона приведет к необратимым последствиям. До конца этого года должно быть принято принципиальное решение и соответствующее постановление правительства о том, из какого бюджета – федерального или регионального — будут финансироваться услуги по эвакуации. Если этого сделано не будет, то, как намекает Вьюшкин, бизнесмены от эвакуации «оголят тыл»: предприниматели могут перепрофилировать свой бизнес и уйти с рынка.
Сегодня в Петербурге в этой сфере работает 9 компаний. Город поделен на 12 территорий, две из которых так и остались не востребованными по конкурсу – это Кронштадский и Курортный районы, — неприбыльные для эвакуаторщиков. Вьюшкин обратил внимание на то, что эвакуировать сегодня по закону можно не только машины, брошенные как попало, в том числе и на тротуарах, но и технически неисправный транспорт, машины без регистрационных знаков и, что гораздо серьезнее, автомобили, которыми управляют нетрезвые водители или вообще граждане без прав. И если не будет решен вопрос с финансированием услуг по такой эвакуации, то в последних случаях город останется один на один с проблемой эвакуации.
По оценке исполнительного директора Ассоциации спецплощадок, пусть со скандалами и истериками, но принудительный увоз автомобилей на штрафстоянки и удар по карману водителей своей цели достигли: машины перестали бросать на каждом углу, и на некоторых серьезных участках в городе пробок стало меньше. Но Вьюшкин утверждает, что существует и обратная проблема. По его данным, сейчас очень многие едва ли не пользуются услугами штрафстоянок как охраняемых парковок.
«Например, человек подъехал к Московскому вокзалу, оставил машину и уехал в Москву. А его автомобиль увезли на стоянку. По возвращении он всегда знает, где находится его автомобиль, что его охраняют, что он не вскрыт и не взломан. За это он платит 3-4 тысячи рублей. Это даже безопаснее, чем просто где-нибудь во дворе оставить. А что начнется, когда надо будет платить всего 100 рублей?» — говорит Вьюшкин.
По мнению участников рынка эвакуации, нынешняя система работы с машинами-нарушителями устраивает не только бизнес, но и ГИБДД, и городские власти. И они могут попытаться сохранить действующий порядок. Ведь в случае чего прибыльный бизнес, на самом деле, трех сторон процесса, может нечаянно свернуться.
Впрочем, в Москве бесплатная для граждан эвакуация транспорта действует давно. Из горбюджета выделяется средств из расчета по 6 тысяч рублей за 1 эвакуированный автомобиль. По мнению Вьюшкина, в Петербурге себестоимость и окупаемость такая же.
По мнению председателя городского автоклуба «А-24» Дениса Шубина, максимальная себестоимость работы эвакуатора – 1300-1500 рублей, да еще и с прибылью. Особенно с учетом того, что машины, увозящие автомобили-нарушители не простаивают, в чем очень любят убеждать представители бизнеса, а «караулят» нарушителей на определенной точке, очень быстро ориентируются в ситуации и убирают транспорт за считанные минуты.
«С одной стороны, нынешние штрафные санкции к водителям побуждают их соблюдать правила. Но с другой стороны, даже не важно, какой штраф за это нужно платить, главное – чтобы были альтернативные парковки. А их в Петербурге нет», — считает Шубин. Впрочем, по его мнению, принудительная эвакуация без больших штрафов все равно будет действовать на автомобилистов отпугивающее, так как для вызволения своего транспорта надо будет потерять целый день.
Директор ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей» Андрей Корчагин считает, что этот закон поставит все на свои места: «Бизнес вообще не должен этим заниматься. В городе произошла монополизация рынка и бизнес наживается. Это не правильно. Эвакуацией должна заниматься государственная организация, а город должен выделять субсидию. Потому что расчищать дороги от автомобилей, чтобы не было пробок – задача властей».
Мнения автомобилистов разделились: одни считают, что уже настрадались от неоправданных придирок к парковке по поводу и без, и «свое отплатили». Другие опасаются, что радоваться рано: за этот год, пытаясь заработать «напоследок», эвакуаторщики могут «озвереть». Последнее, по мнению Шубина, маловероятно, так как решения об увозе автомобиля принимает не водитель спецтранспорта, а сотрудник ГИБДД, а их мало. Именно по этой причине эвакуация в городе не приобрела тотальный характер.
…В это время где-то в городе десятки эвакуаторов в очередной раз увезли чьи-то машины. Каждый из владельцев, пожелавший забрать автомобиль, должен будет заплатить по 4 тысячи рублей. В день с улиц Петербурга увозят более 150 автомобилей. И только за пятой частью из них хозяева решают больше не возвращаться.
***