Самарская область: Узнать о проблемах реформы местного самоуправления из первых уст
Заместитель руководителя аппарата Правительства Самарской области – руководитель департамента организационной деятельности и развития местного самоуправления Дмитрии Братыненко посетил с рабочим визитом сельские поселения муниципальных районов Большеглушицкий и Пестравский. Состоялись встречи с главами муниципальных районов, главами, представителями органов местного самоуправления и жителями поселений.
Целью поездки было получить ответы на вопросы: знают ли жители своих представителей и то, какие проблемы должен решать глава поселения, справляется ли он со своими обязанностями и что этой работе мешает. А также – как идет регистрация земель, каковы актуальные проблемы в сельских территориях.
Выяснилось, что ежедневно главам приходится решать множество проблем, связанных не только с благоустройством и работой коммунального хозяйства поселений. Идут с любой нуждой – спилить ли старое дерево в саду у бабушки, починить забор, разрешить спор с соседом и т.п. При этом в Большой Глушице проживает 22 тыс. человек — половина населения всего района. Местные жители хорошо отзывались о работе своих глав. В то же время знают они и о проблемах, мешающих местным властям осуществлять свои полномочия, главная из которых – нехватка финансирования.
По словам главы сельского поселения Большая Глушица Натальи Славинской, и она, в свою очередь, знает, что муниципальный район в том же положении, и потому денег у главы не просит. Спасает взаимовыручка, хорошие отношения со своими депутатами, с главой района, соседних поселений. Сообща «выкручиваются» из проблем. Однако местные власти считают, что к очередной передаче полномочий с 2009 года на уровень поселений они не готовы.
Похожая картина в другом поселении – Фрунзенское, к которому относятся еще пять поселков. Например, если в следующем году у главы появятся полномочия по обеспечению водоснабжения этих населенных пунктов, то у него для этого нет ни техники, ни транспорта, ни людей, ни денег на содержание водопровода. Проблема даже с передачей его в собственность поселения, так как многие участки водопровода бесхозные. По мнению главы поселка Фрунзенский Юрия Пищулина, вместе с полномочиями должны быть переданы еще и источники финансирования.
Основным источником наполнения местных бюджетов являются налоги на землю и имущество граждан. Однако на местах остаются минимальные ставки этих налогов. Притом, что не вся собственность зарегистрирована. Например, в Большой Глушице зарегистрировали свое имущество около 80% жителей. И это сравнительно неплохо.
Н.А.Славинская: «Процесс регистрации земельных участков и земельных долей на территории поселения идет нормально, а если и существуют проблемы, то они материального плана. Людям это дорого. Однако мы стремимся к 100-процентной регистрации: приглашаем людей, беседуем, говорим о необходимости государственной регистрации, выезжаем к ним (помимо Большой Глушицы, к сельскому поселению относятся еще два поселка). Объясняем, что государственная регистрация, прежде всего, им дает расширенные права, иначе, кроме владения и пользования у них нет права распоряжаться своей собственностью. Люди понимают, приезжают регистрировать свои земельные доли. Иногда мы сами помогаем им с транспортом».
Но, по расчетам глав, даже стопроцентный сбор налогов покроет лишь около 30% от существующей сегодня потребности в финансовых средствах на осуществление имеющихся полномочий. По мнению глав поселений, положение можно было бы поправить, если бы подоходный налог 13% уплачивался бы гражданами по месту жительства. Но для этого необходимо внесение поправок в действующее федеральное законодательство.
Н.А.Золотов: «По сбору налога на землю есть резерв, так как не вся земля зарегистрирована. Но мы просчитывали земельный и имущественный налоги. Все вкупе составляет примерно около 30% тех доходов, на которые должны исполняться полномочия в сельских поселениях. А если бы еще 70% поступали с подоходного налога, тогда все было бы в норме».
Возможно, эта проблема будет поднята на областном съезде Совета муниципальных образований, который, по словам Д.Ф.Братыненко планируется провести в октябре. Для подготовки вопросов, которые необходимо там обсудить, будет создана специальная рабочая группа из представителей органов местного самоуправления. Пока многие полномочия исполняют администрации муниципальных районов. Но когда они будут переданы на уровень поселений, те не должны остаться без помощи, один на один с проблемами, поскольку в конечном итоге от этого зависит благополучие населения.
Как рассказал Д.Ф.Братыненко, в Правительстве области до конца года планируется разработать программу по поддержке материально технической базы администраций поселений. В том числе по обеспечению транспортом, мебелью, оргтехникой, компьютерами с выходом в Интернет, программным продуктом. Финансирование программы предполагается из профицита областного бюджета.
По мнению Д.Ф.Братыненко, «мы движемся в верном направлении в реализации реформы местного самоуправления. Труднее будет другим регионам, где полномочия остались на уровне муниципальных районов и органы местного самоуправления в поселениях существуют только номинально. На территории Самарской области идет реальная работа, отрабатываются проблемные вопросы. Как бы ни было сейчас трудно главам поселений, к 2009 году их полномочия получат финансовое обеспечение», — уверен Д.Ф.Братыненко.
Д.Ф.Братыненко: «Работу главы муниципального района и глав поселений можно оценить положительно. Результаты их работы, отношение к ним видны были и при встрече с жителями села, которые заявляют о том, что жизнь улучшилась, что местная власть доступна и может решать их проблемы. В то же время у глав поселений много вопросов по благоустройству и водоснабжению. Сегодня мы передаем полномочия по водоснабжению на поселенческий уровень, но они не могут исполняться без соответствующего финансирования. Мы не говорим о строительстве, но хотя бы о поддержании в нормальном состоянии этих сетей. В ходе поездки также сделаны выводы о первоочередных задачах, в том числе по вопросу обучения муниципальных служащих.
В основном проблемы реформы связаны с нехваткой налоговой базы. Прорабатывается вопрос введения на поселенческом уровне налоговых агентов, чтобы сами главы поселений могли контролировать процесс сбора налогов. Хотелось бы, чтобы подоходный налог стал основой для пополнения местных бюджетов. Но этот вопрос необходимо решать не только на уровне Правительства Самарской области, но и в Государственной Думе.
На сегодня мы видим, что регистрация земель не только сельхозназначения, но и частного подворья идет успешно. Однако есть такие примеры: зарегистрировал глава около 78% земельных участков, но есть около 140 паев, на которые никто не претендует. Эти земли могут перейти в областную собственность. Тогда область будет распоряжаться, кому передать эту землю – в собственность района или хозяйствам.
Закон о местном самоуправлении окончательно вступит в силу с 1 января 2009 года. Часть статей работает уже с 2006 года, в частности, сформированы представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Создан Совет по местному самоуправлению, Совет муниципальных образований, которые контролируют ход реформы. Ведется разъяснительная работа. Наша поездка – часть этой работы».
Департамент информационной политики и взаимодействия с институтами гражданского общества аппарата Правительства Самарской области
*