«Новые Известия» решили разобраться, действительно ли велоспорт – это самый «грязный» в допинговом плане вид спорта, и в каких еще видах спорта атлеты соревнуются не в том, кто быстрее, выше и сильнее, а в том, кто окажется изощреннее в применении запрещенных препаратов и лучше замаскирует прием этих веществ.

И Джастин Гэтлин (слева) был «допинговым» чемпионом.

Фото: АР

Согласно статистическим данным Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), в 2006 году велоспорт лидировал как по абсолютному числу положительных допинг-проб (594), так и по относительному показателю. 4,17% анализов, взятых у спортсменов, дали положительный результат. Это заметно больше, чем у «второго призера» – тяжелой атлетики (2,86%).

Взять хотя бы инциденты последнего времени. Окончательно уволен из команды «Астана» «проколовшийся» Александр Винокуров. Долго (и, скорее всего, тщетно) будет пытаться восстановить свое реноме Микаэль Расмуссен. Смешан с грязью олимпийский чемпион Ян Ульрих – документы свидетельствуют, что у печально известного доктора Эуфемиано Фуэнтеса он накупил допинга на 35 тыс. евро. Продолжает судебную тяжбу прошлогодний победитель «Тур де Франс» Флойд Лэндис, пытаясь доказать, что он невиновен. На грустной ноте закончил свою карьеру в середине 90-х блестящий узбекский спринтер Джамолидин Абдужапаров. А какой песней были для фанатов фамилии Эрика Цабеля, Тайлера Хэмилтона, Ришара Виранка, Йохана Мюзеува, Ивана Бассо… Все они в разное время были уличены в употреблении допинга. Да что говорить – подозревали даже величайшего Лэнса Армстронга!

Периодически взрываясь допинговыми инцидентами, варятся штангисты. В свое время громко прокололись болгары – в 1988 году им даже пришлось всей сборной досрочно покинуть Олимпиаду. Что делать – «штанга» извечно балансирует на очень тонкой грани, которая разделяет легальную спортивную фармакологию и запрещенную. Кстати, по абсолютному показателю положительных допинг-проб тяжелая атлетика уступает некоторым другим видам спорта – бейсболу, легкой атлетике и футболу, но лишь потому, что «укротителей железа» не так много и проб у них берут куда меньше. Но скандалов все равно хватает.

Футбол в прошлом году стал самым проверяемым видом спорта. Было взято аж 25727 допинг-проб! 281 анализ дал положительный результат, и это, конечно, в относительном исчислении просто капля в море. Наверное, можно сказать, что это положительно характеризует футбол как вид спорта. Хоть где-то подавляющее число атлетов стремятся иными способами, нежели внутривенными, повысить уровень своего мастерства.

Однако известные допинговые скандалы были и в футболе. Если говорить о российском, то, без сомнения, это годичная дисквалификация Егора Титова, в анализах которого обнаружили бромантан.

Легкая атлетика, как и футбол, не входит в процентном исчислении в число лидеров по количеству положительных допинг-проб. Но все-таки не зря легкую атлетику называют королевой спорта – скандалов, прогремевших на весь мир, здесь предостаточно. Вспомнить хотя бы совершенно беспрецедентное дело спринтеров 80-х и 90-х годов прошлого века. Тогда чуть ли не все чемпионы «погорели» на допинге. Началось со знаменитого канадца, уроженца Ямайки Бена Джонсона. На Олимпийских играх 1988 года в Сеуле он выиграл стометровку с невероятным результатом – 9,79 секунды, а на следующий день в его допинг-пробе обнаружили станозолол. Затем Джонсон признал, что принимал стероиды и перед другими соревнованиями того времени, вследствие чего у него отняли не только олимпийское «золото», но и медаль высшей пробы чемпионата мира-1987. Самое интересное же в том, что позднее еще трое из пятерки сильнейших того злополучного олимпийского забега на 100 метров также попались на употреблении запрещенных препаратов – это американцы Карл Льюис и Деннис Митчелл, а также британец Линфорд Кристи. Но медалей Игр-1988 их не лишили. Экс-тренер Джонсона Чарли Фрэнсис заявил, что в то время не только его подопечный, но и абсолютно все топ-атлеты принимали стероиды. О том же говорил и сам Джонсон, пожизненно дисквалифицированный за прием допинга в 1993 году. Кстати, недавно экс-спринтер дал подробное интервью, в котором сказал, что, по его информации и подсчетам, 40% всех спортсменов мира принимают запрещенные препараты, и что методы сокрытия подобных фактов опережают технические возможности антидопинговых лабораторий. Может, так оно и есть на самом деле, но в той же легкой атлетике и сейчас скандалов предостаточно. В том числе и в российской. Подозревают в применении допинга российскую рекордсменку в метании молота Татьяну Лысенко, лишена звания олимпийской чемпионки Афин наша толкательница ядра Ирина Коржаненко, и это перечисление, увы, можно продолжать…

В мире, согласно подсчетам организации ВАДА, 15,5 млн. человек употребляют различные виды допинга. Из них 35% – это профессиональные спортсмены. Мировой годовой объем анаболиков – 700 тонн, тестостерона – 70 тонн, гормона роста и эритропоэтина – 34 млн. ампул. На применении допинга ловят представителей даже самых экзотических видов спорта – даже керлинга! В общем, получается, что те скандалы, о которых мы слышим и читаем в СМИ, – это только верхушка огромного айсберга. И антидопинговым службам предстоит работать не покладая рук – ибо авгиевы конюшни слишком мягкое определение того, насколько грязен спортивный мир.

Весь материал читайте в газете «Новые Известия».

***