Как работали торговые ряды в первый день действия нового закона о рынках
Вчера на наших рынках началась новая, цивилизованная, жизнь. Или должна была начаться. Ведь именно вчера вступили в силу основные положения закона о розничных рынках. Что же мы теперь должны там увидеть?
Новые правила торговли на рынках оказались не всем по силам.
Фото: Сергей Севостьянов |
В первую очередь, правильную вывеску над входом: название и тип рынка, режим работы, наименование управляющей компании. Напомним, что теперь хозяином рынка может быть только управляющая компания, которая заключила соответствующий договор с властями и которая полностью отвечает за все, что происходит на рынке, от чистоты помещений до обеспечения антитеррористической безопасности. Кстати, в обязательном порядке у каждого рынка должен быть так называемый паспорт безопасности, а на рынках, торгующих продуктами питания, — ветлаборатория.
На видном месте должна быть размещена предусмотренная законом информация. В том числе — схема эвакуации при чрезвычайной ситуации; перечень льготников, имеющих право на внеочередное обслуживание; информация, предусмотренная законом о защите прав потребителей; номера телефонов руководителя управляющей компании, надзорных и контрольных органов. Впрочем, продвинутые хозяева рынков и прежде вывешивали такие материалы для покупателей. А вот что абсолютно новое: на том же стенде должна быть информация для потенциальных продавцов — о порядке и условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы, а также о наличии свободных мест и сроках прекращения договоров аренды.
Среди других видимых примет рынка нового типа — карточки продавцов с фамилиями и фотографиями. Должен измениться ассортимент продукции на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках: согласно утвержденному правительством перечню там может продаваться только все то, что можно вырастить или произвести в крестьянском или фермерском хозяйстве, но не на заводе. Разрешается также продавать изделия народных и художественных промыслов, валенки, мочалки и тому подобные полезные в быту вещи.
Не видимые невооруженным глазом приметы: упрощенный порядок предоставления торговых мест российским крестьянам и фермерам, садоводам и огородникам, которые торгуют продуктами собственного труда, а также квотирование мест для отечественных товаропроизводителей, от 20 до 50 процентов в зависимости от типа рынка.
Подчеркнем: все это — в законе. А что в реальной жизни? Это вчера выясняли наши собкоры.
Три четверти сообщений наших собкоров, которые обследовали вчера полтора десятка рынков страны, начинаются словами: первого августа на таком-то рынке города N не изменилось ничего. Или почти ничего. Пожалуй, единственная видимая примета «нового времени» на некоторых рынках — это карточки продавца. Хотя в городских администрациях утверждают, что на большинстве рынков созданы управляющие компании и получены разрешения на право рыночной торговли. Просто не все еще успели это наглядно оформить.
«Дикий» рынок по соседству с «цивилизованным» остается практически повсюду, от Москвы до Благовещенска. Крестьяне, вырастившие своими руками морковку и огурцы, не спешат под крышу рынка. Причины разные: известная инерция мышления и привычек крестьянского люда, с одной стороны, а с другой, есть и объективные препятствия.
Крестьян-производителей сельхозпродукции отпугивает: во-первых, отсутствие времени для торговли, во-вторых, их отпугивает сбор различных бумажек для получения разрешения на торговлю. Раньше достаточно было пары простых справок, которые сельсовет выдавал, а сейчас после вступления в силу нового закона их чуть ли не десяток требуется. Это называется, согласно закону, «упрощенным порядком» выдачи крестьянам разрешений на торговлю.
Есть и чисто экономический мотив отказа мелких торговцев от цивилизованной торговли — цена места. В каждом регионе власти избрали собственную политику в этом вопросе. Например, в Благовещенске в пятницу местный крестьянин может попасть бесплатно, в выходные надо заплатить 30 рублей в день (сельхозрынок здесь работает всего три дня в неделю). В Хабаровске с ветеранов берут по 20 рублей в день, с обычных пенсионеров — по 40. В Тамбове продавцы овощей и фруктов со своих огородов платят 30 рублей, а пенсионеры — 25. В Москве мелкие торговцы утверждают, что на рынках с них требуют от 500 до 2000 рублей, в зависимости от товара. Понятно, что такие расценки могут свести на нет всю торговлю.
в «полку» розничных рынков — очевидное убавление. Этот процесс начался еще 1 апреля, когда был введен полный запрет иностранным продавцам торговать на розничных рынках. Ближе к 1 августа базары, не соответствующие нормам, повсеместно стали закрываться. Например, в Новосибирске из 99 рынков 1 августа прекратил свою работу 21, судьба еще 17 пока неясна. В Тамбове не предоставили необходимый для регистрации пакет документов 7 из 15 рынков. В Благовещенске, несмотря на то, что город пограничный и торговый, на сегодняшний день остался только один, сельскохозяйственный, рынок. В Хабаровске получили разрешение на рыночную деятельность 14 из 19 торговых предприятий. В Ярославле из 40 рынков получили разрешения 33. По данным минэкономразвития, на сегодняшний день в стране насчитывается 5200 розничных рынков.
Впрочем, не все рынки просто канули в Лету. Некоторые из них сменили статус, став торговыми центрами или торговыми павильонами, или временными ярмарками, действующими только по выходным дням. Правда, зачастую ни покупатели с продавцами, ни чиновники не видят разницу между «рынком» и «торговым центром». Например, недавно сменил вывеску рынок «Центральный» в Благовещенске. Но по-прежнему на территории «Центрального» в павильонах и прямо под открытым небом бойко торгуют и русские, и китайцы. Написанные от руки ценники висят лишь на каждом десятом товаре, а кассовых аппаратов и вовсе нет.
Очевидно, что сегодня способны работать в полном соответствии с законом лишь небольшое количество розничных рынков. В связи с этим возникает вопрос: что будут делать власти — твердой рукой закрывать рынки, не «вполне соответствующие», или закрывать глаза? Ответа пока нет. Но понятно, что никто не захочет социального взрыва. Кстати, власти Тамбова намереваются дать рынкам города «испытательный срок» на один год. Решение вполне понятное, хотя федеральный закон о розничных рынках такой самодеятельности не предполагает.
***