В возрасте 94 лет в Риме скончался знаменитый итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони. Поклонники Антониони шутили, что, несмотря на созданные шедевры, «Оскары» итальянцу не даются.

Микеланджело Антониони говорил, что самая большая опасность кино -возможность врать

В 1967 году знаменитый фильм Антониони «Фотоувеличение» претендовал на награду американской киноакадемии в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий», однако не получил приза ни в одной.

В 1995 году Антониони вручили почетного «Оскара» за вклад в кинематограф, но статуэтку из римской квартиры режиссера вскоре украли грабители.

Про фильмы Антониони говорили, что они оригинальны — и иногда даже чересчур для того, чтобы стать массово популярными.

«Он изобрел свой собственный киноязык — вот что сделало его настолько непохожим на других. Он ни у кого ничего не одалживал — он был совершенно оригинален», — сказал один из директоров фестиваля итальянского кино Ричард Моув.

Автор книги о знаменитом фильме Антониони «Приключение» Джеффри Ноуэлл-Смит называет смерть режиссера последним связующим звеном с великими днями европейского кино.

«Удивительно, что ему [Антониони ] суждено было умереть спустя день после Ингмара Бергмана. Два великих художника ушли от нас за два дня», — сказал Ноуэлл-Смит.

«Актеры — как коровы»

Микеланджело Антониони родился в 1912 году в городке Феррара. Юноша изучал экономику в Болонье, но после окончания университета стал писать кинорецензии для местной газеты.

Переехав в 1939 году в Рим, Антониони работает в фашистском журнале Cinema, возглавляемом сыном Муссолини Витторио.

Через несколько месяцев репортера увольняют — к тому моменту Антониони уже решил посвятить себя кино, поступив на курс режиссуры в Экспериментальный центр кинематографии.

Первый полнометражный фильм Антониони «Хроника одной любви» выходит только в 1950 году. Некоторые эпизоды снимались в родном городе режиссера Ферраре — а один из кадров «Хроники» почти в точности будет повторен в фильме Антониони «Подруги» спустя 45 лет.

Уже в дебютном фильме Антониони выработал режиссеркую манеру, которую некоторые считали авторитарной.

«Актеры — как коровы. Их даже в ворота надо заводить», — сказал однажды режиссер, который любил контролировать на съемочной площадке все до мелочей.

«Я не теоретик кино»

Международное признание пришло к итальянцу в 1960 году после выхода фильма «Приключение». Спустя шесть лет, уже сняв «Ночь», «Затмение» и «Красную пустыню», Антониони подписал контракт с легендарным итальянским кинопродюсером Карло Понти на съемки трех фильмов для британского рынка.

Первым стало «Фотоувеличение» — главный кинохит 1966 года, оставшийся самой знаменитой картиной в фильмографии Антониони.

«Фотоувеличение», снимавшееся в Лондоне, критики называли частью образа «свингующих 1960-х».

За успехом «Фотоувеличения» последовал коммерческий провал — фильм «Забриски пойнт», в записи музыки для которого принимала участие группа «Pink Floyd».

Чередование неудач и успехов не меняло отношения Антониони к своим фильмам — он редко их ругал и признавался, что относится к ним по-отечески снисходительно.

«Я чувствую себя отцом своих старых фильмов. Вы рожаете детей, потом они растут и идут своей дорогой. Время от времени вы встречаетесь, и вам всегда приятно их видеть», — говорил режиссер.

Инсульт, который Антониони перенес в 1985 году, привел к частичному параличу и потере речи.

Но режиссер, считавший кино своей жизнью, не перестал работать: в 1995 году вышел снятый при участии режиссера Вима Вендерса фильм «За облаками».

Частично действие картины снова происходило в родном городе Антониони Ферраре.

Был ли в этом символический смысл? Решил ли режиссер замкнуть круг, вернувшись к декорациям своего первого фильма?

Но Антониони никогда не давал объяснений.

«Я не теоретик кино. Если вы спросите меня, что такое быть режиссером, то я отвечу вам, что не знаю», — говорил человек, признанный одним из великих режиссеров прошлого века.

вторник, 31 июля 2007 г., 14:26 GMT 18:26 MCK

Би-би-си

***