Коварный контент. О способах борьбы с распространителями информационных «услуг» в сотовых сетях
Продавцы контента делают ставку на «лукавую» телерекламу, вводящую в заблуждение детей и подростков (основной контингент потребителей картинок и мелодий). Встречаются, впрочем, нетрадиционные способы сравнительно нечестного отъема денег у граждан.
Пришедшее из английского слово «контент» прочно обосновалось в русском. Оно означает «содержимое», применительно к теме заметки — информацию и дополнительные услуги, которые мы с вами получаем на сотовые трубки. Получаем, как правило, за отдельные от абонентской платы деньги. Карта города на экране смартфона, мгновенный перевод иностранного слова, прогноз погоды и сведения о местоположении вашего автомобиле — мобильный контент многолик и разнообразен. Доход от продажи контента распределяется между участниками цепочки, протянувшейся от кошелька абонента до оператора сотовой связи. От 30 до 50% получает оператор, остальное достается контент-провайдеру, т.е. поставщику информации и услуг. В России самый ходовой контент на сегодня — картинки, игры и мелодии для мобильного телефона.
«Скромное» примечание о цене SMS на экране телевизора не разглядеть и в лупу. А цена порой зашкаливает за 7 долл. при заявленном «все по 10 рублей!». Формально реклама не врет: за 180 руб. мы получаем целый набор «медиаэлементов» (читай: тех же картинок и мелодий) в количестве 18 штук, цена отдельно взятой картинки соответствует заявленной. За доставку картинок на экран телефона придется заплатить отдельно, причем по расценкам в 40—50 (!) раз выше, чем за обычный мобильный Интернет. Но это еще невинные ухищрения по сравнению с изобретенной схемой настоящего «машинного доения» потребителя без его ведома.
Схема, придуманная компанией «Авант-Мобайл», работает просто и эффективно. Отправляя SMS на специально выделенный короткий номер с телефона МТС, мы одновременно приобретаем пожизненную подписку на контент. За скромные 150 руб. в месяц. Разумеется, не подозревая о свалившемся на нашу голову счастье (человеку, не наделенному сверхспособностями, предупреждение с экрана телевизора прочесть физически невозможно). Размер тайно взимаемой дани рассчитан грамотно. Еженедельную пропажу тридцатки со счета заметит далеко не каждый родитель, а ребенок, опасаясь нагоняя, по своей инициативе вряд ли пожалуется на это обстоятельство.
Кто виноват? Формальный ответ тут один: доверчивый потребитель. В нижней и верхней части экрана телевизора во время демонстрации ролика присутствует дополнительный текст, восемь строк мелким почерком, которые предлагается изучить за 10 секунд прогона рекламного ролика. С «Авант-Мобайл», получается, взятки гладки.
Перестать платить за непрошеный контент не так-то просто, а связаться с поставщиком «услуги» и вовсе проблематично. Какой нормальный ребенок вспомнит TV-ролик месячной давности и тем более мелкий текст на экране? Малолетний любитель картинок понятия не имеет о том, что выразил желание стать участником «Клуба Mobster», и теперь до скончания века SIM-карты будет платить в этот клуб членские взносы.
Как избавиться от навязанного
В описанном случае — а он, к сожалению, типичен — отказаться от фактически навязанной «услуги» хотя и сложно, но можно. Проще всего купить новую SIM-карту и рассказать ребенку про мышеловки и подозрительно дешевый сыр. Если жалко привычного телефонного номера или уцелевших денег на балансе, придется найти хозяина «Клуба Mobster» и потребовать прекратить еженедельные поборы. Можно попытаться отписаться SMS в ответ на «посылку» с контентом, иногда помогает. Искать хозяина по номеру, с которого приходит контент, тоже можно, однако перспективы такого рода поисков сомнительны. Сайт контент-провайдера, как выяснилось, хронически «в разработке». Лучше всего поэтому посетить офис своего оператора и отключить доставку непрошеных картинок с мелодиями.
Очевидно, однако, что тут нужны меры гораздо более общего свойства, защищающие потребителя от легального жульничества «контент-провайдеров». Дело это в компетенции сотовых операторов. Ведь именно они дают добро на подобные ухищрения, предоставляя свои технологии и оборудование продавцам контента.
МТС:
— В настоящее время по номеру NNNN от ЗАО «Авант-Мобайл» предоставляются услуги «Пакетная загрузка», «Клубы». Компанией ЗАО «Авант-Мобайл» информация о том, как отказаться от услуги, предоставляется корректно, а именно: на протяжении всего рекламного ролика по NNNN присутствует статичная строка, занимающая 1/3 экрана, где подробно указана процедура отказа абонента от сервиса. Процедура отказа для абонента бесплатна и осуществляется посредством отправки абонентом любого сообщения на номер 770355.
«Билайн»:
— Наши абоненты, к счастью, не сталкивались с такой проблемой, потому что подписаться на такую рассылку они не имеют возможности. В нашем случае абоненту каждую неделю пришлось бы повторять запрос, подтверждая свое желание получить эту рассылку. Мы считаем такую схему правильной.
«Мегафон»:
— Если контент-провайдер начнет заниматься навязыванием своих сервисов, то это прежде всего окажется медвежьей услугой коллегам. Номер NNNN (стоимость 150 руб.) подключен по такой же схеме, как и остальные короткие номера контент-провайдеров. В «Мегафон-Москва» схема со скрытой абонентской платой при таком подключении невозможна.
Пишет газета «Время Новостей».
***