Мечта многих родителей — одаренный ребенок. «Вундеркинд» — дословно «чудо-дитя». Но за все уникальные дарования детям пришлось заплатить дорогую цену. Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой, они исчезали из поля зрения, часто так и не оправдав больших надежд и ожиданий. Некоторые умирали молодыми. Во многих случаях вундеркинды были буквально до смерти замучены работой из-за того, что их нетерпеливые родители не оставляли своим отпрыскам времени на простые радости детства, надеясь нажить на их талантах капитал.

Многие ученые полагают, что вундеркинд — не гений, а всего лишь способный ребенок, опережающий в своем умственном развитии сверстников. Гений же — совсем другое дело, больше из области чуда. Кроме того, как считают психологи, вундеркинда можно «вырастить».

Как считает врач-психотерапевт Николай Нарицын, «одаренных только «от природы» вундеркиндов практически нет. Есть плоды родительского упрямства и непосильного детского труда. Как правило, задачу вырастить чудо-ребенка ставят перед собой родители, которые сами не смогли достичь в жизни желаемых высот, а потому каждый такой ребенок — в первую очередь отражение родительских проблем.

Павлику было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя — бегло читать. В пять лет научил маму вычислять в уме логарифмы, по самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни. Потом он разобрался в закономерностях периодической таблицы Менделеева. В восемь лет решил сложную физическую задачу. Ее показали академику Колмогорову, тот похвалил: «Красивое решение». Но поверить, что ее решил восьмилетний мальчуган в уме, по дороге из школы, никак не мог.

Мнение специалистов было однозначно: вероятнее всего, его ждет судьба ученого и конечно же много проблем. Первая из них — обучение по индивидуальной программе.

О таком родители не могли даже мечтать, и в семь лет Павлика отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Окрики учительницы, наказания, потому что ребенку было просто скучно, и он занимал себя своими «делами», насмешки одноклассников: ведь он был не такой, как они.

Перейдя из первого класса в четвертый, Паша сразу стал отличником: программа четвертого класса ему подходила больше. Но тут же возникла проблема общения. Из-за разницы в возрасте таким детям трудно с одноклассниками и физически и психологически.

В 15 лет он поступил в университет, в 18 — в аспирантуру. Учился легко, увлеченно, но неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества закончилось для несчастной семьи глубокой душевной трагедией.

Пашина мама стала обзванивать знакомых психологов, родителей таких же вундеркиндов, может, что-нибудь посоветуют? Оказалось — у всех по-разному. Очень талантливый Миша покончил с собой. А вот Алеша стал выдающимся программистом, известным во всем мире. Даня учится в аспирантуре в США у нобелевского лауреата, а Костя преподает в школе для одаренных. Большинство получили хорошее образование, научную степень. Но у каждого проблемы: не у всех задалась карьера, не складывается личная жизнь.

«Синдром бывшего вундеркинда» — так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.

«Я устроила Витю в очередную школу в 4-й класс. Пришли вместе на урок, — рассказывает об одном из вундеркиндов ведущий специалист России по детской одаренности, профессор факультета психологии МГУ, доктор наук Диана Борисовна Богоявлинская. — Учитель объясняет понятие «множество»: «Множество звезд на небе и множество учеников в классе». Мой подопечный встает и перебивает: «Ваш пример некорректен, потому что на небе бесконечное множество звезд, а в классе конечное множество учеников». Кто такое будет терпеть от ученика? Поэтому мы поменяли с десяток школ. И везде одно и то же: дети необычного ребенка бьют, а учителя руками машут — забирайте».

Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром.

В начале XX века Билли Сидиса называли «самым выдающимся мальчиком в США». Он выучил латинский язык в 4 года, а в 6 лет уже читал и говорил на 8 языках. Его приняли в Гарвард в 11 лет, и в том же году он сдал вступительные экзамены в Массачусетский технологический институт. В 11 лет Билли прочел свою знаменитую лекцию о четырехмерном пространстве в Гарвардском математическом клубе — одним словом, он был гением в полном смысле этого слова, пока все не пошло наперекосяк.

Родители развивали интеллект сына, но не прививали ему социальные навыки. И если Эйнштейн бывал настолько поглощен своими мыслями, что забывал надеть носки, то Сидис, уже будучи подростком, просто не умел одеваться. Он был настолько незрелым человеком в социальном и эмоциональном планах, что у него произошел душевный надлом. Сидис умер в 46-летнем возрасте, он был к этому времени бедным и глубоко несчастным, больше походил на ненормального, чем на гения, и не сделал никаких серьезных открытий.

Высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. По данным выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов.

РИА Новости

***