Солнце в понедельник: погода всегда лучше, когда мы в офисе
Среда – солнечная погода. То же самое в четверг – на горизонте ни одного облачка. Наступает пятница – и небо начинает хмуриться, солнце то появляется, то исчезает, сгущаются тучи. В субботу идет дождь. Барометр начинает отклоняться к «ясно» только во второй половине воскресенья, но тут, увы, уик-энд заканчивается. Итак, понятно: лучшая погода стоит с понедельника по среду, когда мы заперты в офисе.
В душе – и на основании долголетнего опыта – мы всегда знали о существовании облака Фантоцци, этого проклятия служащего, которое всю неделю прячется и появляется в дни выходных и праздников. Но мы не хотели верить, что оно действительно существует. Однако прав был Паоло Вилладжио (актер, сыгравший Фантоцци): такое облако есть, и ученые его обнаружили. И назвали его «Неожиданная периодичность климатологических переменных». Два немецких ученых, Доминик Боймер и Бернхард Фогель, приводят в статье, опубликованной в издании Geophysical Research Letters, недельный ритм смены температуры, разницы между максимальной и минимальной температурами, присутствие солнца, количество облаков, количество дождей и их частоту. Весь прикол в том, что хорошая погода чаще всего стоит в начале недели, а плохая – в конце семидневки.
В этом направлении проводились многие исследования – в Австралии, в Китае, на Гаваях. Но всегда присутствовало сомнение, что все связано с особыми местными условиями, метеорологическими или экологическим. Боймер и Фогель обобщили почти 70 тысяч наблюдений, собранных за 15 лет (с 1991 по 2005 годы) 12 различными немецкими метеостанциями, расположенными от Ахена до Берлина, от Ростока до горных районов Zugspitze. Результаты подтверждают историю об облаке Фантоцци.
В соответствии с недельной средней величиной, температура совершает скачок вверх в первой половине недели, с самой высокой точкой в среду и самой холодной в субботу. И разница между минимальной и максимальной температурами самая большая в период между понедельником и средой. Ничего странного, принимая во внимание, что солнце следует такому же ритму, все реже появляясь вплоть до субботы. Но почему солнца меньше? Потому что становится больше облаков: самое ясное небо, действительно, в среду, самое серое – в субботу.
Ох уж эти облака Фантоцци, они не ограничиваются тем, что закрывают солнце – они еще проливаются дождем. Минимум осадков бывает в понедельник, а максимум, как вы уже догадались,- в субботу. Причем субботний дождь – настоящий ливень, это в другие дни – мелкий дождичек. Казалось бы, достаточно, но это еще не все. Если вы посчитаете дни, когда идет дождь, то увидите, что непогода (ливень, буря или морось) приходится в субботу. И в заключение можно сказать, что по субботам дует ветер.
Что это? Простая невезуха? Как отмечают Боймер и Фогель, слишком много показаний, чтобы говорить о случайном эффекте. Проблема заключается в том, что этот недельный ритм с научной точки зрения не имеет обоснования. Если только не побеспокоить Библию с ее отдыхом на седьмой день. Ведь природа не знает деления на недели. Их придумали мы. Но это также означает, что облако Фантоцци создали тоже мы.
«Поскольку неизвестен естественный процесс, – пишут Боймер и Фогель, – который бы создавал 7-дневную периодичность, существующую довольно долго, выявление этого ритма является серьезным указанием на влияние человека на климат». И, если недели были придуманы очень давно, то закономерность – солнце в понедельник и дождь в субботу – была неведома нашим предкам, ничто не омрачало их пикники. Облако Фантоции появилось с наступлением современной эры и загрязнением окружающей среды.
«Вероятно, – говорит итальянский климатолог Пазини, – обычный ритм городского движения, трудовая деятельность приводит к неуклонному аккумулированию тонкой пыли в нижних слоях атмосферы в течение недели. Эти частицы все более активно отражают солнечные лучи. Одновременно они становятся ядрами, вокруг которых концентрируется влага и формируются облака. К этому можно добавить, что города являются, особенно в рабочие дни, островами тепла, которые с наибольшей легкость направляют вверх загрязненный тонкой пылью воздух». Потом, к выходным, ритм городского движения и рабочей активности снижается, города пустеют, пыли становится меньше, и в понедельник возвращается хорошая погода.
Внимание, предупреждает Пазини, решающая роль городской окружающей среды вовсе не означает, что вдали от городов складывается иная ситуация. Биться об заклад, что в деревне или в горах будет солнце, даже в субботу, не самая хорошая идея. «Поездка на природу не решает проблемы, – говорит Пазини, – дождь идет и там». Данные Боймера и Фогеля свидетельствуют о том, что субботнее проклятие действует повсюду. Спасение можно найти на острове Гельголанд, расположенном в Северном море, но недельный ритм плохой погоды Берлина или Дюссельдорфа в той или иной степени повторяется и в Альпийских горах, даже на высоте 3 тысяч метров над уровнем моря. Объяснения, которые Боймер и Фогель пока только формулируют, могут быть сведены к тому, что загрязнение окружающей среды и загрязнение атмосферы городов тонкой пылью являются эффектами, которые соединяются с атмосферными процессами более широкого масштаба и распространяются на более обширные территории.
В общем, с Фантоцци так всегда, да и мы уже знаем: деваться некуда.
***