Российская пресса: Причина авиакатастрофы Ан-12 — возраст самолета?
В обзоре российских газет:
* Две авиакатастрофы унесли жизни 12 человек
* Россия убедит ХАМАС не воевать с ФАТХ
* Стартует программа противодействия коррупции
* Игра «Российский Майдан» закончилась дракой
«Причина — почтенный возраст самолета»
Газеты обсуждают причины двух катастроф, произошедших в выходные. В субботу в Удмуртии упал частный вертолет Robinson-44, а в воскресенье в Домодедово потерпел крушение грузовой самолет Ан-12.
«Вертолет с удмуртскими депутатами ушел под воду», — в заголовке сообщает «Коммерсант». Пять человек — пилот и четверо пассажиров, двое из которых дети, погибли. Среди погибших депутаты республиканского госсовета: руководитель фракции «Единой России» Данил Белоголовкин и депутат Алексей Титов. Вечером вертолет вылетел из аэропорта Ижевска в сторону Воткинска. За штурвалом находился 46-летний пилот Михаил Якимов.
«По данным пресс-службы МЧС Удмуртии, в поселке Евсеевка вертолет сделал промежуточную посадку, взяв на борт пассажиров — депутата государственного совета Удмуртии Данила Белоголовкина с пятилетним внуком, а также коллегу господина Белоголовкина по республиканскому парламенту Алексея Титова с трехлетней дочерью. По данным республиканского МЧС, полет был плановым», — отмечает газета. По предварительным данным, вертолет потерпел аварию, зацепившись лопастями за провода линии электропередачи и затонул в Воткинском водохранилище.
Издание пишет, что двое из погибших — известные в Удмуртии политики. Руководитель исполкома Удмуртского регионального отделения партии «Единая Россия» Андрей Гальцин после гибели депутатов сказал: «Партия понесла большую утрату. Данил Белоголовкин и Алексей Титов были одними из лучших ее членов. Оба они должны были возглавить списки региональных групп на выборах в Госсовет Удмуртии, которые состоятся в декабре».
А в Домодедово разбился Ан-2 авиакомпании «Атран». Пролетев всего 4 километра и не успев набрать высоту, машина рухнула в районе кладбища, у деревни Семивраги Домодедовского района. Все семь членов экипажа погибли. Специалисты пока не могут назвать причины катастрофы.
«Газета» пишет, что специалисты для определения причин предлагают дождаться расшифровки черных ящиков. Неофициальные версии, которые тоже будут рассматриваться прокуратурой, — это отказ нескольких двигателей при наборе высоты, а также перегруз самолета. «Хотя в авиакомпании, которой принадлежал разбившийся Ан-12, утверждают, что на борту было всего 9 тонн груза, не секрет, что грузоперевозчики иногда забивают транспортники до отказа, что уже становилось причиной катастроф с грузовыми самолетами», — такие предположения строит издание.
Однако, замечает «Независимая газета», версию перегруза потерпевшего катастрофу Ан-12 представители Минтранса отвергают. К расследованию причин катастрофы помимо авиационных специалистов подключились следователи Московской межрегиональной транспортной прокуратуры.
По факту крушения самолета и гибели семи членов экипажа возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта). «Одна из версий ЧП — машина, эксплуатировавшаяся с 1964 года, выработала ресурс летной годности», — резюмирует журналист.
«Время новостей» сообщает, что самолет следовал из московского аэропорта «Домодедово» в Комсомольск-на-Амуре с промежуточными посадками в Братске и Омске для дозаправки. На борту были семь членов экипажа и груз авиационных запчастей. Через несколько минут после взлета командиры воздушных судов, заходящих на посадку, стали докладывать руководителю полетов о пожаре в четырех километрах от аэропорта в районе Домодедовского кладбища. К месту падения выдвинулись три поисково-спасательных отряда, пожарные и аварийно-спасательная бригада аэропорта.
«Первоначально выдвигались две возможные причины крушения, — пишет издание. — Это плохая погода и перегруз лайнера. Однако чуть позже официальный представитель Домодедово заявил, что погода в районе аэропорта начала портиться уже после аварии. Также, по данным авиакомпании «Атран», которой принадлежал самолет, на борту было всего 9 тонн груза при грузоподъемности машины 20 тонн. Потому среди возможных причин остается почтенный возраст самолета. Ан-12 с бортовым номером 93912 пролетал 43 года, и в ноябре у него уже заканчивался так называемый летный ресурс.
«Известия» предполагают, что разбившийся самолет перевозил «секретный» груз: «Таких беспрецедентных мер, пожалуй, не знала ни одна авиакатастрофа. Журналистов, которые пытались проникнуть к обломкам, грубо выталкивали за оцепление. Был избит оператор одной центральной телекомпании».
Самому автору материала удалось проникнуть на кладбище, и он увидел как «за оградой что-то в траве искали милиционеры». «Обычно, для таких дел вызывают солдат. Значит, разбилось действительно что-то важное. Двери представительства авиакомпании «Атран» в Домодедове вчера были глухо закрыты и никто не отвечал на телефонные звонки. О причинах авиакатастрофы расскажут черные ящики — их в отличие от секретного груза нашли сразу и сегодня приступят к расшифровке. Одно ясно — самолеты 1964 года выпуска не должны летать в нашем небе», — подводит итог газета.
Москва поможет мирить палестинцев
Руководитель Палестинской национальной автономии (ПНА) Махмуд Аббас прибыл в Москву в воскресенье вечером и пробудет здесь три дня. Центральным событием визита станет встреча с российским президентом.
«Наш лидер ознакомит Путина с соcтоянием двусторонних отношений между палестинским правительством и сектором Газа и расскажет о переговорах с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом», — сообщил «Ведомостям» источник в палестинском правительстве. По мнению газеты, Аббас рассчитывает, что Россия убедит ХАМАС не воевать с ФАТХ.
Египет и Иордания передали Ольмерту мирные предложения от Лиги арабских государств: Израиль должен уйти со всех территорий, оккупированных в 1967 г., и признать независимое палестинское государство со столицей в Восточном Иерусалиме. В свою очередь, все арабские государства «установят с Израилем нормальные отношения».
Ольмерт объявил, что он и Аббас «начали очень серьезные переговоры по мирному процессу и по вопросам, [решение которых] может позволить создать палестинское государство».
Однако главный вопрос, который беспокоит Аббаса, — ситуация внутри самого палестинского движения. «Политический раскол между ведущими палестинскими организациями ФАТХ и ХАМАС привел к развалу правительства национального единства и фактическому двоевластию. 11-14 июня ХАМАС захватила сектор Газа, в то время как Западный берег реки Иордан находится под юрисдикцией лидера ПНА», — пишут «Ведомости».
Заместитель директора департамента стран Ближнего Востока и Северной Африки МИД РФ Олег Озеров сказал изданию, что ФАТХ и ХАМАС может примирить именно стремление к созданию независимого государства.
«В ходе своей первой поездки в Россию после перехода сектора Газа под контроль ХАМАС палестинский лидер будет убеждать Москву полностью сделать ставку на контролируемое им движение ФАТХ и поддержать план мирного урегулирования с Израилем, согласованный с премьером Эхудом Ольмертом», — пишет «Коммерсант». Однако по информации газета, «Кремль на эти уговоры поддаваться не намерен». Впрочем, «подсластить пилюлю» Махмуду Аббасу может обещание в ближайшее время отправить в Палестину 50 бронетранспортеров БТР-70.
Ради чего становятся чиновниками
Комиссия правительства по административной реформе во главе с вице-премьером Сергеем Нарышкиным утвердила в целом «Примерную программу противодействия коррупции» в исполнительной власти. В 2007 году она будет опробована в 18 регионах РФ.
«Коммерсант» в материале «Державная мзда» пишет, что фактически государство оплатит чиновникам отказ от взятки. Будет создан «перечень коррупционногенных должностей» во власти, с чиновиками будут заключены срочные контракты и им намерены выплачивать «компенсационный пакет». Сумма «компенсаций», указывает проект, должна быть «пропорциональна» коррупционным рискам.
Сергей Нарышкин объяснил «Коммерсанту», что роста расходов на зарплаты чиновникам из бюджета не будет: «Текст программы предлагает руководителям ведомств самостоятельно изыскать средства на компенсационный пакет. Пакет можно получить, лишь находясь на госслужбе на срочном контракте, а в контракте могут быть описаны основания для его разрыва, не ограничивающиеся доказанным нарушением закона».
Предлагаемые средства контроля — это служебные проверки и видеозапись в кабинетах чиновников группы риска. Контрактом также может быть легализована прослушивание телефонов без санкции суда. Новшеством являются требование полного раскрытия информации обо всех контактах чиновника по служебным вопросам и объявление непосредственно в трудовом контракте предельной суммы денег, которые чиновник имеет право иметь при себе, пребывая на рабочем месте.
Как отмечает газета, программа господина Нарышкина может использоваться правительством России как ответ на обвинения международных организаций в отсутствии противодействия коррупции в исполнительной власти: «В июньском докладе Всемирного банка о качестве госуправления Россия получила шесть баллов по семибалльной шкале подверженности власти взяточничеству — наряду с властями Венесуэлы и Ирана. Эти оценки власть не может игнорировать: напомним, доклад послужил предметом специального заявления МИД России о его некорректности».
Замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь сказал «Ведомостям», что опасны любые должности, и меры надо принимать более жесткие: «У нас все должности коррупционно опасные, брать ухитряются там, где никто бы и не подумал». В 2006 г. на лесников было заведено 87 уголовных дел, приводит пример Митволь, полагающий, что российским чиновникам бесполезно читать лекции по этике: «Тут каленым железом надо». Вместо многочисленных комиссий в каждом ведомстве надо создать департамент по борьбе с коррупцией в МВД и поставить ему цель — сажать по 1000 коррупционеров в год, полагает Митволь».
«Газета» публикует сразу несколько материалов на коррупционную тему. В одном из них отмечает, что взятки чиновников власть выгодно использует: «Прекрасно зная, что практически у любого высокого чиновника в шкафу найдется коррупционный скелет, а если не найдется у него, то найдется у ближайших сотрудников или родственников, она каждого чиновника держит на крючке. И крючок можно пустить в дело совсем не тогда, когда висящий на нем провинится как коррупционер. Он может просто не понравиться своими взглядами, но преследовать его проще как коррупционера».
И хотя борьба со взятками ведется, «за попытками чиновников искоренить то, ради чего многие чиновниками и становятся, наблюдать всегда интересно».
«Новые люди» требуют извинений от «Наших»
Несколько материалов о лагере движения «Наши» на Селигере появилось в свежей прессе. «Независимая газета» сообщает о «массовой драке», которая случилась под занавес смены.
Статья называется «Террариум единомышленников» и в ней рассказывается о том, как в лагере решили разыграть ролевую игру «Российский Майдан». Роль оппозиции доверили «Новым людям» (НЛ) и «России молодой». А «Наши» должны были в роли ОМОНа защищать незыблемость государственного строя.
«Руководство лагеря старалось замолчать произошедшее, но инцидент вызвал дискуссию в интернете, — пишет «НГ». — У себя на сайте пострадавшие «Новые люди» затребовали от «Наших» публичных извинений». Активисты «Новых людей» и «России молодой» развернули свой лагерь у рабочей сцены. А «рядовые бойцы верных путинцев» действовали по образцу настоящего ОМОНа.
Лидер НЛ Владимир Васин написал: «Под утро несколько сот человек буквально смели лагерь, применили грубую физическую силу против митингующих, применяли силу в отношении девчонок — в общем и в целом актив «Наших» показал свой непрофессионализм». По некоторым данным, удалось даже соблюсти пропорции, традиционные для уличных столкновений: оппозиционеров набралось человек 300, а омоновцев, как бывало на маршах несогласных, раз в 10 больше.
«Коммерсант» сообщает о выборах нового лидера «Наших». После декабрьских выборов в Госдуму руководить движением будет комиссар из Владимира Никита Боровиков. Таким образом, слухи о том, что исход выборов предрешен и преемником Василия Якеменко станет 22-летняя выпускница филфака Воронежского госуниверситета Марина Задемитькова, не подтвердились. А вот судьба действующего лидера движения Василия Якеменко пока под вопросом. Он может возглавить новое агентство по молодежной политике при Минобрнауки.
Обзор подготовила Ольга Караулова, Служба мониторинга Би-би-си
понедельник, 30 июля 2007 г., 03:03 GMT 07:03 MCK
*