В пятницу в столице разразился скандал. Фирма, купившая здание на Таганке, в подвале которого находится узел связи ПВО Москвы, обесточила его и не пустила военных на дежурство.

Генерал-полковник Юрий Соловьев, командующий ПВО Москвы, обратился к журналистам с просьбой — привлечь к этой проблеме внимание СМИ.

Сегодня Соловьев через “МК” просил передать слова благодарности. “В основном благодаря вашей информационной атаке, — сказал генерал, — связисты уже в пятницу вечером смогли заступить на боевое дежурство”.

Однако до финала этой истории еще далеко. Спор военных и коммерсантов может не только повлиять на боеготовность ПВО, но и сорвать полеты на авиасалоне МАКС-2007, который открывается в августе в Жуковском.

В пятницу связисты получили от директора ЛИИ им. Громова, начальника аэроузла “Жуковский” г-на Шалыгина факс. В нем сказано: “…выключен прямой телефонный канал связи между аэродромом Жуковский и группой контроля ПВО, что не позволяет в период интенсивной подготовки и проведения МАКС-2007 оповещать ПВО установленным порядком и в соответствии с федеральными правилами использования воздушного пространства…”

Проще говоря, гражданские авиадиспетчеры не могут сообщить военным о том, что видят в небе. Любой Руст лети на Красную площадь — и тебя снова никто не остановит. Естественно, при таком уровне безопасности, точнее опасности, ответственность за разрешение полетов на МАКСе взять на себя никто не захочет. А это уже — международный скандал.

Пока его удалось отложить. Под нажимом СМИ, прокуратуры и милиции хозяева здания согласились терпеть присутствие военных лишь до решения арбитражного суда.

Здание на Таганке, вокруг которого идет спор, имеет огромные подземные помещения площадью в несколько сот квадратных метров, расположенные на глубине до 70 метров. Узел связи ПВО занимает лишь 70 кв. метров, но, несмотря на небольшие размеры, имеет огромное военное значение.

Связисты пытались договориться с новыми владельцами мирно, тем более что хозяин фирмы, купивший дом — Николай Темерев, — бывший моряк, начальник штаба эскадры, адмирал. Пэвэошники убеждали его не подрывать им боеготовность. Но адмирал принародно заявил примерно следующее: если государству на вас наплевать, то мне тем более. Считайте, что здание — моя квартира, а в ней я что хочу, то и делаю.

Вскоре после сделки — в октябре прошлого года — связисты получили письмо, где им предлагалось оплатить свет, воду и прочие услуги за 2006 год в сумме почти 42 тысяч евро. В случае если они не смогут найти такую сумму, им предлагалось отдать в счет долга свое здание по соседству — Гончарная, 34, — которое, кстати, является историческим памятником. За это хозяева даже готовы были не выгонять узел связи, а лишь опустить его на глубину 70 метров — под будущий музей “холодной войны”, который планируется развернуть в этом бункере.

Военные не согласились, скандал затянулся. И вот 16 июля их впервые не пустили в здание, 20-го обесточили и предупредили, что скоро начнется демонтаж их оборудования. Демонтаж, видимо, надо понимать как разгром. И делать это уже было кому. Как рассказали “МК” очевидцы, еще в июне при обследовании подвалов здания они видели, что подземный бункер заселен десятками строителей-гастарбайтеров, готовыми в любой момент приступить к работе. Теперь этот момент оттянет проверка судом законности сделки. Хватит ли у владельцев дома терпения ждать решения, неизвестно.

…Кстати, говорят, подземный бункер этого здания имеет прямой выход в метро. А что если его владельцев об этом тоже не предупредили? Тогда не стоит удивляться, если за поездку по Таганско-Краснопресненской линии вам вскоре тоже предложат заплатить какую-нибудь кругленькую сумму в евро.

30.07.2007 00:01

МК

*