Несколько лет назад стал популярным термин веб 2.0. Обычно он используется как комплексное определение новых возможностей и направления развития Интернета. О веб 2.0. принято упоминать, когда речь идет о каких-либо инновациях или перспективных проектах в Интернете.

Все новинки последних лет, такие, как появление википедии, развитие блогосферы, новые поисковые и коммуникативные сервисы и сети принято относить к веб 2.0. При этом существует распространенная версия, что это вообще-то искусственно созданное понятие, маркетинговый ход, призванный вызвать дополнительный интерес потребителей к новинкам интернет-компаний.

Развиваясь, Интернет, подобно сказочному чудовищу, постепенно пожирает, вбирает в себя различные социальные институты. Вначале это были институты, решающие простые задачи, — почта, аукционы, магазины, биржи труда. Потом более сложные — СМИ, образование. Сегодня пришло время, когда количество накопленных возможностей должно перейти в новое качество. От клонирования в Интернете отдельных общественных институтов мир придет к воссозданию в нем самого общества, а большинство социально активных индивидов воссоздадут там себя, свои социальные и творческие возможности.

Все профессиональной деятельности человека связаны с установлением и поддержанием коммуникаций с другими индивидами. Сегодня эти коммуникации все больше уходят в Интернет. Через него люди устраиваются на работу, получают дистанционное образование, ищут партнеров и инвесторов.

Наряду с профессиональной деятельностью большинство людей в той или иной степени участвует в общественной жизни (например, в выборах органов власти). И в этой сфере Интернет приобретает все большее значение. Во многих странах развиваются институты е-демократии, предпринимаются эксперименты с проведением в Интернете голосований на выборах в различные органы власти. Люди объединяются через Интернет для решения общественных задач, устраивают публичные акции и т.п. Более того, становится все более популярна идея о создании на базе Интернета институтов прямой демократии, в работе которых сможет принять участие любой пользователь. Прямая интернет-демократия, по мнению ряда исследователей, со временем заменит нынешнюю представительную парламентскую.

Таким образом, в Интернет сначала уходят простые сервисы, обеспечивающие конкретные социальные коммуникации, а затем и все основные общественные функции.

Интернет — виртуальный клон общества

Став виртуальным отражением общества, Интернет начинает осуществлять его функции, обеспечивает достижение (воспроизводство) позиций социального статуса и творческую самореализацию пользователей.

Современные тенденции в виртуальном мире, которые связывают с понятием «веб 2.0.» — прежде всего блогосфера, википедия, различные социальные сети, — уже сейчас направлены на реализацию творческой и социальной мотивации. Ведя блоги, создавая статьи в википедии, общаясь с партнерами по сети, люди не просто осуществляют потребность в коммуникациях, но и получают творческое удовлетворение, устанавливают социальные связи, занимаются полезной для карьеры самопрезентацией и самопиаром. Иногда результаты социальной реализации через новые возможности Интернета поразительны. Создатели социальных сетей за несколько лет раскручивают их и продают за сотни миллионов долларов. Участники сетей делают популярными через них свои тексты, песни, фотографии и т.д. и становятся мегазвездами.

Интернет становится своеобразным клоном общества, который вбирает в себя значительную, а вскоре, возможно, сумеет вобрать и большую часть социальных коммуникаций. Конечно, виртуальная любовь не заменит настоящую, а путешествие в сети — посещение театра или ресторана, но социальные коммуникации, представление и продажа людьми своих возможностей и талантов, вероятно, будут осуществляться по преимуществу через Интернет.

Е-общество 2. — социальная сеть (или сообщества сетей), сочетающая возможности нынешней блогосферы и википедии. Возможности для творческого самовыражения и социальной самопрезентации участников, как в блогосфере, дополняются свободным формированием справочной информации об этих же участниках, как в википедии. Каждый ресурс в рамках сети Е-общества 2. посвящен социальной презентации того или иного участника. Причем каждому участнику сети посвящены по два ресурса: личный интернет-ресурс человека, созданный и редактируемый им самим; ресурс-дублер о данном человеке, организованный и пополняемый другими участниками Сети.

Весь материал читайте на страницах газеты «Время Новостей».

***