117 лет назад (1890) покончил жизнь самоубийством Винсент Ван Гог, голландский живописец, представитель постимпрессионизма. Творчество Ван Гога отразило сложнейший переломный момент в художественной культуре конца XIX века, мучительные поиски художником духовных нравственных ценностей, определившие экспрессию и трагический пафос его работ, особое место Ван Гога в искусстве постимпрессионизма.

В 1869-1876 годах Ван Гог служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 году — учителем в Англии. Изучал теологию, в 1878-1879 годах был проповедником в шахтерском районе Боринаж (Бельгия); защита интересов шахтеров привела Ван Гога к конфликту с церковными властями.

В 1880-х годах обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе и Антверпене, с увлечением рисовал шахтеров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х годов «Автопортрет в серой испытанной шляпе».

1887 г. Винсент Ван Гог(«Крестьянка», «Едоки картофеля»), написанных в темной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздает гнетущую атмосферу психологической напряженности. В 1886-1888 годах Ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, произведения Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, динамичный, как бы струящийся мазок («Мост через Сену», «Холм Монмартр», «Папаша Танги»).

В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Художественный темперамент, порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро»), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе»).

Динамика цвета и мазка наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей («Красные виноградники в Арле»), но и неодушевленные предметы («Спальня Ван   Гога в Арле»). Напряженная работа Ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889-1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством.

Творчество двух последних лет жизни художника отмечено одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения — от исступленного отчаяния («Дорога с кипарисами и звездами») до трепетного чувства просветления и умиротворения («Пейзаж в Овере после дождя»).

РИА Новости

***