Город на Волге может потерять еще одну достопримечательность — здание фабрики-кухни завода имени Масленникова. Сооружение построено в тридцатые годы прошлого века в стиле супермодного тогда конструктивизма и, если смотреть на него сверху, имеет форму серпа и молота.

Само словосочетание «фабрика-кухня» родилось именно в ту пору, когда идеология громогласно заявляла об освобождении женщин от кухонного труда. Заводчанам -посетителям этого грандиозного общепитовского заведения — не было необходимости после работы стоять у плиты, занимаясь готовкой. Обеды и ужины они могли приобрести на своей фабрике-кухне и принести их в судках домой. А можно было и не носить, но плотно перекусить сразу же после выхода из проходной.

— Насколько мне известно, -рассказал корреспонденту «РГ» старейший архитектор города Ваган Каркарьян, — нигде в мире больше нет здания с такими уникальными контурами. Любопытно не только архитектурное, но и технологическое решение этой фабрики-кухни. В молоте располагались все производственные помещения, а в огибавшем его серпе — столовые и буфеты. В любом другом городе мира такое уникальное здание стало бы местом привлечения многочисленных туристов. Возле него соорудили бы смотровую вышку, чтобы можно было наглядно демонстрировать результаты творчества архитекторов. Но только не в Самаре. Здесь прежние владельцы здания сначала лишили его обычного внешнего вида:

обшили стены какими-то рейками, а потом перепродали. Нынешние хозяева, насколько мне стало известно, собираются построить на его месте очередную и абсолютно безликую стекляшку ростом то ли в десять, то ли в шестнадцать этажей. Узнав об этом, я тут же поставил в известность руководство Академии художеств Российской Федерации. Сейчас вся надежда на вмешательство Москвы.

В Поволжском управлении «Росохранкультуры» корреспонденту «РГ» подчеркнули, что им известно о планах лишь реконструкции здания фабрики-кухни, но не сноса и возведении на его месте нового. Но там же отметили, что в Самаре под видом именно реконструкции уже не первый раз навсегда исчезают архитектурные памятники. Один из ярких тому примеров — в двух шагах от здания областного правительства, где на месте оригинального твооения зодчих былых времен стремительно растет очередное офисное здание.

Здание фабрики-кухни — это один из немногих сохранившихся памятников конструктивизма в городе, — говорит архитектор Ваган Каркарьян. — Здание УВД сгорело. Дом промышленности готовится к продаже. Дом сельского хозяйства, который, кстати, как и здание Госплана СССР, где сейчас располагается Государственная Дума Российской Федерации, должен был быть десятиэтажным и очень похожим как внешне, так и внутренне на все остальные, сейчас реконструируется и скоро превратится в очередную стекляшку. Пока что есть еще шанс отстоять наш «серп и молот» от посягательств «реставраторов». Но я не уверен, что у власти хватит на это возможностей.

«Российская газета» №160 (4423) от 26.07.2007

*