Направляющийся на Северный полюс российский теплоход «Академик Федоров» в связи с аварией лег в вынужденный дрейф в районе Баренцева моря. По сообщению телеканала «Вести-24», корреспондент которого находится на борту судна, в 60 милях от берега после выхода из порта Мурманска у теплохода вышел из строя двигатель гребного винта. «Академик Федоров» прекратил движение и подал сигнал бедствия.

В направлении теплохода движется сопровождающий его ледокол «Россия», из Мурманска также вышло судно с группой технических специалистов.

Теплоход направлялся на Северный полюс, где члены находящейся на его борту полярной экспедиции должны были совершить погружение на дно океана.

Сообщается, что помощь к теплоходу сможет подойти только утром. Ситуация осложняется ухудшением погоды в районе Баренцева моря.

Уникальная экспедиция

Во вторник из Мурманска отправилась российская экспедиция, участники которой надеются впервые в истории погрузиться на дно полярного океана под Северным полюсом.

Российские батискафы типа «Мир» рассчитаны на погружение на глубину до шести километров, но фактически ни один не уходил под воду глубже, чем на два километра, а глубина океана под Северным полюсом — 4700 метров.

Экспедиция также необычна составом участников. Экипаж «Мира» составят два депутата Госдумы — вице спикер, в прошлом знаменитый полярник Артур Чилингаров и зампред комитета по законодательству Владимир Груздев, а также доктор технических наук Анатолий Сагалевич.

Батискаф доставит на макушку Земли флагман российского научного флота «Академик Федоров». Погружение намечено на 29 июля. На дне будет водружен российский флаг и оставлена капсула с посланием будущим поколениям.

«Мы обязаны напомнить всему миру, что Россия является великой полярной и научно-исследовательской державой», — говорится в заявлении для прессы, распространенном Груздевым.

Выступая перед журналистами в Мурманске, Чилингаров сообщил, что плавание к полюсу организовано на деньги частных спонсоров, и ни рубля бюджетных средств на него потрачено не будет. Он также подчеркнул, что отправляется в Арктику не за счет рабочего времени, а в период думских каникул.

Научные задачи

Чилингаров и его товарищи надеются поднять со дна пробы грунта, а если удастся — и образцы океанской фауны. Для этого батискаф снабжен специальным манипулятором.

Экспедицию возглавляет депутат Думы Артур Чилингаров

Помимо погружения на полюсе, экспедиция, которая продлится до конца сентября, преследует практические цели.

Как сообщил прессе перед отплытием представитель Института Арктики и Антарктики РАН Владимир Соколов, на борту «Академика Федорова» и атомного ледокола «Россия» в Северный Ледовитый океан отправляется около сотни ученых.

Им предстоит уточнить границы арктического шельфа в районе Новосибирских островов, подыскать там же достаточно крепкую льдину для российской дрейфующей экспедиции «Северный полюс-35», провести метеорологические и гидрологические исследования.

Впервые в истории советских и российских дрейфующих станций в экспедиции «Северный полюс-35» примет участие иностранец — представитель Германии.

В последние годы в рамках ООН и на межгосударственном уровне заметно активизировались дискуссии о правах на различные участки акватории Северного Ледовитого океана и арктического шельфа.

«Демонстрация» России

По мнению ученых, глобальное потепление климата может сделать регион пригодным для хозяйственного освоения.

Водружение российского флага на дне океана под Северным полюсом не будет иметь правовых последствий, однако ряд наблюдателей рассматривают его как демонстрацию.

Первым самой северной точки планеты достиг 6 апреля 1909 года американец Роберт Пири. Первыми россиянами там были участники экспедиции Ивана Папанина, высадившиеся во льдах 21 мая 1937 года.

Пири путешествовал на собачьих упряжках, а папанинцы — на самолете. О том, чтобы достичь полюса по воде, тогда не приходилось и мечтать. Теперь даже в самых высоких широтах встречаются пространства чистой воды, а льды не являются препятствием для атомных ледоколов.

«При поддержке атомохода «Россия» мы справимся с этой преградой», — не сомневается Владимир Соколов.

Тяжелый ледокол, по его словам, уже доказал свою мощь и надежность в июне этого года во время экспедиции в восточную Арктику. Целью ее опять-таки было уточнение границ российского шельфа.

среда, 25 июля 2007 г., 14:56 GMT 18:56 MCK

Би-би-си

***