Если верить Росстату, то в этом году цены на топливо растут почти в 8 раз медленнее, чем в прошлом. Правительству удалось не просто сдержать, а буквально «задушить» рост цен на заправках. Эксперты в один голос утверждают, что причина этому — договоренности между нефтяниками и министрами.

Однако уже в следующем месяце топливо, по крайней мере в Москве, может значительно подорожать.

Данные Росстата впечатляют: в январе — июле 2007 года средние цены по стране на бензин выросли на 0,5%. Для российского рынка бензина, для которого вполне естественно, когда топливо дорожает на несколько процентов в месяц, цифры статистиков выглядят просто погрешностью. Так оно и есть. Можно подумать, что правительство в этом году «задушило» рост цен на бензин — они не двигались с места.

— Дело в том, что в прошлом году правительство не контролировало цены, поэтому они и выросли так сильно. Сейчас все изменилось. Между властями и государством есть договоренность: можете не снижать цены вслед за рынком, когда рынок идет вниз, но и когда рынок идет вверх — не повышайте их. Это такая модель рентабельности, — говорит Зиновий Алмазов, аналитик нефтегазового сектора «2К-Аудит Деловые консультации».

О том, что рынок ходил вверх-вниз, свидетельствует динамика оптовых цен. Они завязаны с мировыми ценами на нефть, поскольку налоги, которые платят нефтяники, — НДПИ и пошлины — устанавливаются в зависимости от мировых цен. Поэтому в разное время оптовые цены на топливо взлетали, потом опускались. «Например, в мае — июне оптовые цены были настолько высоки, что все ждали, что и розница пойдет вверх, — говорит Юрий Ушаков, начальник аналитического центра «ОМТ-Консалт», — но так не случилось».

Такая модель взаимоотношений между нефтяниками и правительством была с успехом опробована еще в 2005 году — во время действия памятного моратория. В 2007 году о моратории вновь вспомнили, но на этот раз о заморозке не стали объявлять публично.

— Договоренность всех устраивает. Во-первых, сбыт — далеко не самый прибыльный сектор бизнеса у крупных компаний. Во-вторых, укрепление рубля играет на понижение топливных цен. В-третьих, нефтепереработка выросла — предложение удовлетворяет возросший спрос. Наконец, разница между оптом и розницей еще достаточно высока, чтобы не задирать ценники на заправках, — считает Валерий Нестеров, аналитик ИК «Тройка Диалог».

Возможно, для крупных компаний еще есть запас прочности. Но для независимых владельцев АЗС — нет. Ожидается, что «независимые» уже в августе могут самостоятельно повысить стоимость топлива. «Если цены и начнут расти, то не раньше середины августа. При этом независимые перепишут ценники вслед за крупными компаниями», — считает Юрий Ушаков.

В Туркмении литр бензина стоит 2 цента, в Турции — $1,88

По данным рейтинговой компании GTZ, в 14 странах мира розничная цена бензина ниже мировой цены на нефть — из-за государственных субсидий. Здесь вне конкуренции Туркмения — 2 американских цента за литр, Венесуэла — 3 цента, Иран — 9 центов, Ливия — 13 центов и Саудовская Аравия — 16 центов. Подавляющее большинство стран, наоборот, облагает налогами бензин, продаваемый в розницу. Так, в США бензин стоит 63 цента за литр, в Киргизии — 64 цента, Казахстане — 70 центов, в России — 77 центов. В некоторых государствах налоги на бензин являются одним из основных источников поступлений в бюджет. В Польше топливо стоит $1,3 за литр, в Австрии — $1,32. Самый дорогой бензин — в Турции ($1,88).

Федор ЧАЙКА

Финансовые известия

***