Этим летом в Поволжье произошло два значимых для отечественной подшипниковой отрасли события. В Самаре бывшими топ­менеджерами компании SPZ-GROUP (SG) запущен новый завод по производству подшипников из китайских комплектующих, а в Саратове холдинг «Европейская подшипниковая корпорация» (ЕПК) взял под контроль Саратовский подшипниковый завод (СарПЗ).

Фото: ebcorp.ru

В обоих случаях это стало ответом на продолжающуюся атаку на российский рынок со стороны китайских производителей. С 2002 по 2005 год их импорт увеличился в 16 раз, заняв долю 26,8% в общем объеме ввозимых подшипников. Фактически китайцы заполняют нишу отечественных производителей, объемы производства которых за это время упали на 30%. В 2006 году показатель ухудшился еще на 8%.

Уплыли по течению

Китайские подшипники дешевле наших минимум в 1,5-2 раза. Как пояснил нам вице-президент союза «Межреспубликанский концерн ‘‘Подшипник’’» (Москва) Владимир Козлов, это связано прежде всего с ценой подшипниковой стали. На наших металлургических заводах она стоит 1500 долларов за тонну, у китайцев — 800. «Если ее производят лицензированные китайские заводы, то качество соответствует нашему», — отмечает он.

Поэтому в Самаре и возникло ООО «Средневолжский подшипниковый завод», на котором из китайских комплектующих начали выпускать сферические и цилиндрические подшипники. Учредителями общества выступили несколько физических лиц во главе с Владимиром Николаевым, экс-исполнительным директором ОАО «Самарский подшипниковый завод» (входит в группу SG). Предполагаемая выручка от реализации проекта — около 6 млн долларов в год. Сфера сбыта — сельхоз­производители, цементные заводы, производители строительной техники. «При контроле качества стали сбыт у них будет нормальный», — заметил по этому поводу Владимир Козлов. На самом заводе получить комментарии не удалось.

Более масштабный проект в Самаре реализует президент SG Александр Швидак, который еще в 2006 году зарегистрировал в Китае совместное предприятие с китайской компанией Zhangjiagang AAA Bearing Co по выпуску подшипников автомобильной и сельскохозяйственной группы. Как пояснила нам пресс­секретарь SG Татьяна Карпова, «СП работает в соответствии с планом». Но, по ее словам, SG развивает и свою традиционную нишу — производство специальных крупногабаритных подшипников.

В Китае сейчас работают 15 подшипниковых СП, в том числе с участием таких грандов, как Taiho Kogyo (Toyota Motor Company). Американская Timcen, например, делает здесь высокотехнологичные подшипники для железнодорожников США. Но чтобы обеспечить соответствующий уровень качества, она вложила в совместные предприятия намного больше, чем 10 млн долларов уставного капитала российско­китай­ского СП. Как пояснил нам аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев, небольшая сумма инвестиций российской компании говорит о том, что SG по-прежнему пытается конкурировать с китайцами в нише «дешевого подшипника».

Подробнее: «Эксперт Волга» №28(68) / 23 июля 2007

***