Новости Голливуда: «Ультиматум Борна»
На Мэтта Дэймона не просто приятно смотреть. Он абсолютно убедителен в роли. Надеемся на продолжение. Буквально на закорках «Крепкого орешка-4» въезжает в мировой прокат очередной фильм о тренированном ЦРУ киллере Джейсоне Борне «Ультиматум Борна» (The Bourne Ultimatum).
Не знаю, пришло ли время «нормальных героев» в голливудских фильмах, но то, что они успешно конкурируют с героическими хлюпиками из «Человека-паука» или «Трансформеров», сомневаться не приходится. Не могу сказать, что нормальные герои побьют хлюпиков по кассе, ибо уровень мирового идиотизма и инфантильности все растет. Но пример недавнего кассового успеха, например, «Крепкого орешка-4» подтверждает, что «всегда есть место подвигу» привычного типа: без особых спецэффектов, с изысканным мордобоем и дух захватывающими автогонками на реальных машинах.
Буквально на закорках «Крепкого орешка-4» въезжает в мировой прокат очередной фильм о тренированном ЦРУ киллере Джейсоне Борне «Ультиматум Борна» (The Bourne Ultimatum). С последним по счету «Крепким орешком» «Ультиматум Борна» сближает то, что его нормальный герой Джейсон Борн тоже противостоит новейшей технологии: самым современным компьютерам, камерам внешнего наблюдения, моднейшим телефонам с телекамерами. Но, как и в «Крепком орешке-4», в итоге побеждает закон кулака.
Правда в отличие от крепкого орешка – полицейского детектива Джона Макклейна (Брюс Уиллис), «застрявшего» в двадцатом аналоговом столетии, Джейсон Борн в исполнении более молодого Мэтта Дэймона неплохо владеет приемами электронной войны и знает все трюки своих врагов. В данном случае это опять зловещие работники ЦРУ во главе с его главой.
Для балансирования типичной для Голливуда либеральной паранойи по поводу заговоров в высших эшелонах власти и органах безопасности в картине есть два положительных представителя внешней разведки США. Точнее, представительницы, ибо волей-неволей на стороне Борна – или, лучше сказать, на стороне верности идеалам Америки, подрываемым изнутри – оказываются две женщины из ЦРУ.
Кроме дани прекрасному полу, эти персонажи в исполнении хороших актрис Джоан Аллен и Джулии Стайлс позволяют дать Джейсону Борну благородную мотивацию в нескольких изобретательно поставленных режиссером Полом Гринграссом («Превосходство Борна») сценах. В них Борн, ранее без колебаний отправлявший на тот свет указанных боссами персон, проявляет чудеса героизма и физической выносливости, спасая дам-оперативниц от верной смерти.
Этот мотив спасения женщины в беде (damsel-in-distress) типичен для американской киномифологии, зародившейся еще в ранних вестернах. Но Мэтт Дэймон – не Джон Уэйн, конечно. Он – и в этом привлекательность актера Дэймона – типичный современный молодой американец, который поступил на службу защиты отечества от внешних и внутренних врагов, как гласит американская присяга. По воле зловещих начальников и прислуживающих им докторов, презревших закон во имя мистической победы над врагами, которых они себе придумывают, Борн потерял память. Он сохранил, однако, все наработанные приемы уничтожения людей, ухода от слежки, феноменального владения автомобилем, знание банковских манипуляций, техники взлома квартир и сейфов, и так далее и тому подобное.
Все это мы видим в картине, которая посвящена тому, как Борн, постоянно преследуемый по всему миру (Москва-Париж-Лондон-Мадрид-Танжер-Нью-Йорк), пытается узнать, кто же он такой на самом деле и почему его хотят устранить.
На сей раз Борн обходится малой кровью, предпочитая не убивать своих коллег по организации, которым поручено его убрать. Не без пары трупов, конечно, но что тут поделаешь, особенно когда девушка-американская разведчица, решившая ему помочь, в смертельной опасности!?
Идея неубийства дает основание для постановки крайне реалистических драк без оружия. Отдадим должное британцу режиссеру Гринграссу: он, будучи сторонником документальности в художественном кино, ставит сцены драк Борна с преследователями не как модные ныне «насильственные балеты», перехореографированные и замедленные, а как реальные драки хорошо тренированных мужчин. Обычно они происходят в замкнутых пространствах и сняты подвижной камерой, что делает пот и кровь дерущихся почти осязаемыми.
Столь же динамичны две основных автомобильных погони. Первая – на узких уличках марокканского Танжера. Вторая, происходящая на улицах Нью-Йорка, может войти в классику жанра, начатую погоней в том же Нью-Йорке в картине «Французский связной».
Но, как показали провалы многих картин, где вместо человека были спецэффекты, без хорошего актера и боевик не будет успешным. Две первые картины серии не случайно принесли более полумиллиарда долларов. Уверяю, что без Мэтта Дэймона в заглавной роли это было бы невозможно. У его героя пропала память, но не ум. Чтобы показать это и сделать персонаж особенно привлекательным, нужен был не только в меру мускулистый, внешне привлекательный молодой человек, но и мыслящий актер, каковым Дэймон, лауреат «Оскара» за лучший сценарий, безусловно является. Он – самый лучший Борн, которого можно придумать.
Поначалу (возможно, намеренно) режиссер Гринграсс слегка раздражает слишком мелкой монтажной нарезкой в стиле музыкальных клипов MTV. Но как только начинают вырисовываться структурные элементы сюжета, где главным движителем становится сам Борн, а не экраны компьютеров ЦРУ, камеры слежения на лондонском вокзале и на улицах, картина становится «человекоцентричной» и потому еще более захватывающей. Особенно благодаря тому, что все психологические моменты вовремя сменяются приключенческими. Этот баланс и является главным – кроме, конечно, Дэймона – достоинством фильма.
На Мэтта Дэймона не просто приятно смотреть. Он абсолютно убедителен в роли. Настолько, что хотелось бы увидеть его и в продолжении, если таковое последует.
Борн, как говорится, в огне не горит, в воде не тонет. Его, если помните, в первой серии выловили из моря итальянские рыбаки. Здесь он в финале картины оказывается почти на дне реки Гудзон. Как вы думаете, выплывет?
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
21.07.2007
***