Американские планетологи утверждают, что в недрах Харона, крупнейшего из трех спутников Плутона, могут скрываться обширные резервуары жидкой воды. Давно известно, что поверхность этой луны покрыта замерзшими газами.

Долгое время никто не сомневался в том, что этот слой сформировался вскоре после рождения Харона и с тех пор в течение миллиардов лет сохранялся в практически неизменном состоянии. Однако новые наблюдения, выполненные с помощью гигантского телескопа Gemini North, расположенного на вершине потухшего гавайского вулкана Мауна-Кеа, позволили выявить там свежие пятна кристаллов водяного льда, перемешанного с замерзшими гидратами аммиака. Лед никак не может существовать с незапамятных времен, поскольку падающие из космоса частицы и ультрафиолетовое излучение Солнца за какие-то десятки тысяч лет полностью разрушили бы его геометрическую структуру и превратили кристаллический лед в аморфный.

Если так, то откуда же он взялся? Астроном Аризонского университета Стивен Деш [Steven J. Desch] и его коллеги полагают, что аммиачно-ледяные пятна возникли благодаря криовулканизму. Этот особый вид вулканической активности наблюдается на некоторых крайне холодных небесных телах, сильно удаленных от Солнца. Криовулканы извергают не расплавленные горные породы, как вулканы на Земле, а такие вещества, как вода, аммиак и соединения метана, причем, как в виде жидкостей, так и в виде газов.

Криовулканы открыты на спутнике Сатурна Энцеладе и на самой большой из лун Нептуна, Тритоне. Вполне возможно, что они имеются как минимум еще на нескольких спутниках Юпитера и Сатурна. А теперь вот появились сведения, что они есть и на совсем уж далеком Хароне. Ученые из группы Деша предполагают, что он в значительной степени состоит из водяного льда, часть которого пребывает в жидком состоянии. Глубинные водоемы не превращаются в лед, в основном, благодаря теплу, выделяемому радиоактивными элементами. К тому же в «подхаронной» воде растворен аммиак, который заметно снижает ее точку замерзания.

Эта водно-аммиачная смесь иногда прорывается по трещинам в ледяной оболочке Харона на его поверхность, бьет оттуда криовулканическими гейзерами, а затем быстро остывает и замерзает. По мнению Деша и его соавторов, чью статью опубликовал Astrophysical Journal, именно таким путем на Хароне и возникают обнаруженные ими пятна. Ученые надеются, что криовулканы Харона сможет сфотографировать американский сверхдальний космический зонд New Horizons, который в 2015 году совершит пролет мимо Плутона.

Галактики сливаются в экстазе

Астрономы Мичиганского университета пришли к выводу, что вроде бы ничем не примечательное скопление галактик Abell 576 на самом деле состоит из двух скоплений (их еще называют галактическими кластерами), которые претерпели лобовое скопление и слились в один исполинский галактический суперкластер.

Об этом свидетельствует анализ фотоснимков, полученных аппаратурой американской космической рентгеновской обсерватории Chandra и ее европейского аналога, орбитального рентгеновского телескопа Newton. Он также показал, что оба кластера сближались с огромной скоростью, свыше 3300 километров в секунду.

Ранее астрономы доказали, что хорошо изученное скопление Пули (Bullet Cluster) тоже на деле является парой галактик, которые полтораста миллионов лет назад вошли друг в друга со скоростью около 4500 километров в секунду. Эта пара с Земли видна «в профиль», что сильно облегчило ее идентификацию. А вот кластеры из скопления Abell 576 двигались друг на друга примерно по лучу, который соединяет их с Землей, так что один из них находился в точности позади другого. Поэтому выявление подлинной структуры этого скопления оказалось весьма нелегкой задачей. Результаты Ренато Дупке [Renato Dupke] и его коллег позволяют предположить, что сверхскоростные столкновения галактических кластеров случаются куда чаще, чем было принято считать.

Алексей Левин

22.07.2007

www.voanews.com

***