Верховный суд принял уникальное в своем роде решение, которое можно расценить как очень тревожный сигнал для всех порядочных приобретателей транспорта или жилья «с рук». Он фактически узаконил ситуацию, при которой любой честный покупатель может запросто стать должником банка, о существовании которого он до решения суда и не подозревал.

Сегодня ни один покупатель подержанной машины не застрахован от того, что его лишат четырехолесного друга по иску какого-нибудь банка. Фото: Сергей Куксин

Итогом «удачной» покупки может оказаться ситуация, при которой приобретатель остается без дорогой покупки, которую у него попросту отнимают. Без денег, за нее уплаченных, которые никто компенсировать не будет.

«Забрать несмотря ни на что и отдать банку», — так схематично выглядит вердикт Верховного суда, который затронул интересы очень многих наших граждан. Точнее сказать, практически всех, кто совершает на вторичном рынке дорогие покупки — жилье или автомобиль.

Верховный суд принял уникальное в своем роде решение. Он фактически узаконил ситуацию, при которой любой честный покупатель может запросто стать должником банка, о существовании которого он до решения суда и не подозревал.

Такое заключение высшей судебной инстанции можно смело расценить как очень тревожный сигнал для всех порядочных приобретателей транспорта или жилья «с рук». Итогом удачной покупки на вторичном рынке очень может оказаться ситуация, при которой покупатель остается без дорогой покупки, которую у него попросту отнимают. Без денег, за нее уплаченных, которые никто компенсировать не будет. Плюс к этому честный человек становится осужденным должником неизвестного ему банка. И таких людей по стране уже появилось немало.

Но больше всего эта ситуация касается тех автолюбителей, которые покупают малоподержанные авто. До недавнего времени купить машину в хорошем состоянии с маленьким пробегом было синонимом счастья. Теперь почти новая машина — первый признак опасности. Граждан, приобретающих подержанные авто в стране, — миллионы, потому как Россия, по оценкам экспертов, уверенно держит лидирующее место по покупке именно транспорта бывшего в употреблении.

О новой схеме обмана при покупке машины первым рассказал «Российской газете» наш читатель Сергей Михалев. Он даже не подозревал о существовании Московского банка реконструкции и развития (МБРР), пока не получил извещение от судебного пристава. В бумаге было сказано, что по решению Хамовнического суда на его автомобиль SKODA Oktavia наложен арест. Машина оказалась залогом по автокредиту, выданного МБРР некому гражданину Чубаню из Электростали. Кто такой Чубань, Михалев не знал. Он купил машину у гражданина Коготкова. Который, как потом оказалось, купил его у Чубаня, который взял ее в кредит у банка.

Приставы забрали у Михалева машину, а сам он в акте описи и ареста имущества был заранее назван… должником банка и в конечном счете ответчиком в судебном процессе.

Как такое стало возможно? Вот движение автомобиля, который «довез» Михалева до суда. Гарантией того, что купленный полностью в кредит и заложенный в банке автомобиль не будет продан, являлся пункт кредитного договора, обязывающий Чубаня «не позднее 10 рабочих дней со дня получения автомобиля от продавца зарегистрировать его и предоставить в банк оригинал паспорта транспортного средства, где в качестве собственника автомобиля указан заемщик…».

Гражданин Чубань автомобиль зарегистрировал и сразу продал его Коготкову. Отметим, что продать автомобиль без оригинала ПТС невозможно. По идее банк должен был задать своему клиенту неприятные вопросы и даже — изъять автомобиль. Но МБРР по неизвестной причине «вспомнил» об обязательствах своего клиента только через полгода! Забывчивый банк, выждав время, обратился в Хамовнический суд с иском об обращении взыскания на заложенное имущество. Выяснив, что на этот момент автомобиль принадлежал уже Михалеву, банк не задумываясь попросил суд привлечь нового владельца в качестве соответчика. Суд очень оперативно удовлетворил просьбу банка.

Вот как выглядит «сухой остаток» этой истории: SKODA Oktavia осталась в собственности банка. Чубань получил за автомобиль «живые» деньги от Коготкова. Коготков свои деньги вернул, продав автомобиль Михалеву. А Михалев потерял все — и автомобиль, и деньги, которые за него заплатил, да еще оказался в роли «крайнего»: поскольку банк так и не «нашел» своего клиента Чубаня и все претензии предъявил последнему собственнику автомобиля, «повесив» на него еще и судебные издержки.

Пострадавший Михалев справедливо видит в этом мошенничество:

— Автомобиль несколько раз снимался с учета и ставился на учет в ГИБДД, на него выписывалась страховка — как «гражданка», так и КАСКО. Почему служащие банка забыли сделать отметку в ПТС о том, что автомобиль находится в залоге и почему ПТС не был помещен на хранение в банк до полного погашения?

Схема аферы, на взгляд нашего читателя, простая. Служащий банка выдает кредит своему подельнику, тот получает машину и продает ее человеку малоимущему (с которого взять нечего и поэтому банк в суд на него подавать не станет), а когда этот последний продает ее в очередной раз- автомобиль арестовывают и возвращают в качестве залога банку.

Подробнее: Российская газета

Российская газета

***