Китайцы могут отнять у России пальму первенства в разработке экранопланов
Китайские инженеры сконструировали новый невысотный летательный аппарат – экраноплан Wing-In-Ground (в переводе с английского – крыло в земле). WIG рассчитан в первую очередь на полеты над водной поверхностью. Он может подниматься на высоту до 5 метров, развивать скорость до 300 км в час и перевозить грузы до 4 тонн.
Российские конструкторы разводят руками: несмотря на то, что над экранопланами в нашей стране работают уже более 40 лет, отечественные аппараты пока уступают китайским.
Экраноплан – это летательный аппарат, полет которого проходит на небольшой высоте. Аппарат использует набегающие потоки воздуха, которые позволяют снять большую часть нагрузки с двигателей. За счет этого экраноплан может парить над землей.
Экранопланы вообще, и новый китайский аппарат WIG в частности, отличаются безопасностью, экономичностью и высокой производительностью. По словам профессора шанхайского университета Тунцзи Сюя Чжэнюя, WIG расходует в два раза меньше топлива, чем рейсовый самолет, при этом он может поднять больше груза. Да и его себестоимость в два раза ниже традиционного летательного аппарата. WIG собираются использовать для морских перевозок и охраны водных границ. Уже к 2013 году китайцы планируют построить экраноплан на 50 мест, а к 2017 году представить миру аппараты, способные перевозить грузы до 200–400 тонн.
У российских конструкторов китайские успехи вызывают горькую улыбку. Хотя наша страна была одной из первых, кто вплотную занялся экранопланами, мы рискуем потерять лидирующие позиции. Разработки в этой области авиационного строительства начались у нас еще в 60-е годы прошлого века. Первым экспериментальным аппаратом стал военный экраноплан «Каспийский монстр», разработанный советским конструктором Ростиславом Алексеевым. Позже появился десантный вариант «Орленок», который принял на вооружение военно-морской флот СССР в 1986 году. Через год появился мощный экраноплан-ракетоноситель «Лунь». «Уже тогда наши летательные аппараты могли развивать скорость в 200–300 км в час, – рассказал «НИ» академик Российской академии транспорта Прокопий Драчев. – В 2006 году прошел испытания в Дубне гражданский экраноплан «Иволга», разработанный отечественным конструктором Вячеславом Калгановым. Совсем скоро будет запущено его серийное производство. Это гражданский вариант 14-местного летательного судна, скорость которого 175–185 км».
Сам конструктор экраноплана Вячеслав Калганов более скептичен в оценках отечественных летательных аппаратов. «В Китае разработка экранопланов является национальной программой, – пояснил «НИ» Вячеслав Калганов. – У нас же этой отрасли не уделяется достаточного внимания. Пока Россия удерживает приоритет в разработке экранопланов. Но, боюсь, пороху у нас хватит только на ближайшие 1,5–2 года. После развала Союза финансирование этих программ прекратилось почти полностью.
***