Борис Немцов: Жить стало лучше, но противнее
До выборов нового президента России осталось всего восемь месяцев. А значит, можно подводить итоги. Что дала нам эпоха Путина? За животрепещущими вопросами из серии “уйдет — не уйдет” вопрос о том, что дал стране пока еще действующий президент, отошел на второй план. А зря. Ведь вопрос этот совершенно не праздный. Конечно, каждый ответит на него по-своему. На мой взгляд, ответ укладывается в формулу “жить стало лучше, но противнее”.
Стало лучше
Реальные доходы населения за время правления Владимира Путина возросли. По данным официальной статистики, доходы в среднем росли на 10% в год и на сегодня средняя зарплата по стране составляет более $400. Число бедных неуклонно сокращалось, хотя и сегодня за чертой бедности находится около 25 млн человек. При этом продолжает расти разрыв между богатыми и бедными, и, даже по далеким от реальности данным Госкомстата, доходы 10% богатых и 10% бедных разнятся в 25,3 раза.
Такой важнейший показатель, как инфляция, взят под контроль государства и в строгом соответствии с указаниями президента неуклонно снижается. Хотя, может быть, не так быстро, как хотелось бы. Национальная валюта год за годом укреплялась. Сейчас ситуация такова, что российский рубль выглядит покрепче, чем американский доллар, а посему население предпочитает хранить свои сбережения в рублях. Несколько лет назад об этом можно было только мечтать.
Россия почти полностью освободилась от груза внешнего долга. Когда-то казавшиеся немыслимыми долги практически выплачены. И тем самым страна обрела желанный суверенитет. Правда, ситуация омрачается тем, что теперь не государство, а госкомпании залезают в долги, чтобы, как пылесосы, скупать профильные, а чаще непрофильные активы, превращаясь в неестественные, неэффективные, коррумпированные монополии. Их общий долг западным банкам достиг астрономической величины более чем в $40 млрд. Интересно, кто будет платить за их аппетиты? Пока все свелось только к десяткам тысяч несчастных акционеров “Роснефти”, получивших ничтожные дивиденды, и к полнейшему отсутствию роста акций широко разрекламированной чиновниками нефтяной компании.
Позитивно можно оценить и рост пенсий и социальных выплат. Первые хоть и незначительно, но индексируются, социальная помощь нуждающимся предоставляется. Даже материнский капитал изобрели.
Финансовая прочность системы благодаря золотовалютным резервам в $400 млрд и стабилизационному фонду в $150 млрд такова, что даже при (маловероятном) серьезном падении цен на нефть страна сможет безбедно существовать еще несколько лет. Казалось бы, о чем беспокоиться? Живи и радуйся. И слава Путину, который все это для нас сделал.
Но если немного подумать, то выяснится, что все вышеперечисленные достижения отношения к Путину не имеют. А имеют все они отношение к ценам на сырье. Повезло Владимиру Владимировичу. Цены на нефть запредельно высоки, и благодаря этому можно пенсии с зарплатами повышать, материнские капиталы выдавать, да и жить в свое удовольствие, особо не заморачиваясь. А люди и не заморачиваются, а неразрывно связывают достижение относительного материального благополучия с именем президента.
Большинство людей в той фразе, с которой мы начали наши рассуждения, ставят точку после слов “жить стало лучше”. Так думает примерно 80% населения страны. Но есть еще 20%. Они думают по-другому.
Это меньшинство — компания довольно пестрая. Есть там и свободолюбивые и независимые, есть и не приспособившиеся и пострадавшие от режима люди. Вот для них слово “противно” имеет немаловажное значение.
Стало противнее
Противно смотреть на “Первом канале” программу “Время” позднего брежневского периода. Противно, что с телевидения медленно, но верно убирали — и наконец убрали всех известных журналистов, имеющих мнение, отличное от того, которое нужно. Противно, что “питерские” под разговоры о госуправлении и госконтроле сели на миллиардные потоки. Противно, что уровень коррупции при Путине вырос по сравнению с ельцинским периодом в два раза и в последние годы Россия по данному показателю занимает позорные места в рейтингах.
Противно, что бьют дубинками ни в чем не повинных граждан, выходящих на улицу со справедливыми требованиями. Противно, что во всех кабинетах висит один и тот же портрет. Противно, что на одобренные в Кремле митинги студентов свозят по разнарядке. Становится просто тошно от того, что после разгула казарменного бандитизма, после трагедии Андрея Сычева, после крушения очередной ракеты “Булава” всем известный министр обороны и в его же лице лучший друг президента Сергей Иванов получает повышение до первого вице-премьера правительства и становится одним из двух преемников. Противно, что процветающая Москва выглядит метрополией, а вся остальная Россия — колонией, из которой высасывают ресурсы для первопрестольной.
Противно, что государство в период путинского правления отлично освоило роль мародера и рэкетира, аппетиты которого растут от налета к налету. Раз — и тебе ЮКОС, два — “Сахалин-2”, три — Ковыткинское месторождение. В общем, страна большая и богатая, а значит, есть что прихватить. И главная беда, что никто по поводу этой практики не может даже высказаться вслух. Молчи — а то хуже будет, не твое дело.
Мерзко, что мнение людей уже ничего не значит. Хотите выбирать — пожалуйста. Вот кого мы вам укажем, того и выбирайте. Раньше было 100 млн избирателей, теперь один. Противно и то, что смирились с этим, что выберут преемника, кто бы это ни был, лишь бы Путин его по плечу похлопал. По данным последних статистических опросов, под 40% россиян готовы проголосовать за того кандидата в президенты, которого укажет Путин. Не раздумывая.
Противно, что вместо того, чтобы вести разумную и взвешенную внешнюю политику, нынешняя власть втягивает Россию в гонку вооружений, в то время как стране это совсем не нужно. Противно, что мы сами плодим себе врагов, что вслед за Америкой в их число попали Украина, Грузия, Молдавия и Беларусь. Противно, наконец, и то, что цинизм и ложь стали неотъемлемой частью российской политики и это никого не возмущает.
Что в итоге? Если проанализировать период путинского правления, то выяснится, что год за годом Путин отбирал у народа права.
Их у нас никогда много-то не было, но он и эту малость умудрился отобрать. Потеряв свои права, мы получили все то, что имеем. Этого бы не случилось, не будь увольнения ведущих журналистов, введения на телевидении и в остальных СМИ цензуры, введения назначения губернаторов, принятия репрессивного избирательного законодательства, уничтожения накопительной пенсионной системы, деприватизации, беспредельной наглости госмонополий и многого другого.
Резонный вопрос: стоит ли винить во всем этом только власть? Нет, не стоит. Она это исполняла под наше одобрение, под рукоплескания или, на худой конец, с нашего молчаливого попустительства. Большинство устало, оно не умеет, не хочет или отвыкло думать, ему все равно. И пока ему “хорошо” и не “противно”, шансов на улучшение мало.
Политической оппозиции в этой ситуации остается бороться за меньшинство. За то меньшинство, для которого “не хлебом единым жив человек”. Возвращение утраченных за время правления Путина гражданских прав, возвращение России на демократический путь развития — выполнимая миссия.
Критика власти: Жить стало лучше, но противнее
Борис Немцов
18.07.2007, №131 (1905)
Автор — российский политик
*