Они мне сказали, что никакого Била Гейтса не было бы, если бы не было вот этого его интеллектуального окружения. Гейтс организовал дело, управляет, но без интеллекта собранных им людей, в первую очередь российских, американская высокая технология не состоялась бы». Состоялась научная дискуссия с участием губернатора Самарской области, членов областного правительства, известных ученых. Отчет о круглом столе публикует газета «Волжская коммуна» в статье «Социальный лифт: вверх без остановок».

Публикуем фрагмент материала газеты «Волжская Коммуна»

№127(25925) 17.07.07

Автор статьи Светлана Внукова

Социальный лифт: вверх без остановок

«Лифтинг. Меняем не кожу — статус». Так назывался материал, в котором «ВК» представила читателям точку зрения на проблему социальной мобильности ведущего научного сотрудника Института философии РАН, доктора философских наук, профессора Олега БАКСАНСКОГО. Свои взгляды Олег Евгеньевич излагал на круглом стопе, что состоялся 22 июня в 340-й аудитории здания областного правительства.

С самарской стороны в дискуссии участвовали губернатор Константин Титов, члены кабинета министров, ректоры вузов, лидеры молодежных организаций, представители бизнеса. Было довольно много приезжих. В основном — ученые. Из обеих столиц, а также из Лондона и Кельна. Открыл дискуссию губернатор. Рассказал о системе социальных лифтов, уже созданной в губернии, и очертил круг вопросов, ответы на которые могли бы, по мысли Константина Алексеевича, придать системе больше эффективности. Разговор шел около двух часов, и то, что мы предлагаем вашему вниманию, лишь часть этого разговора.

Сергей Капица, академик РАЕН (Москва): Я хочу поблагодарить вac, Константин Алексеевич, за приглашение принять участие в этой дискуссии и сказать, что абсолютно согласен с вами: вопрос молодежной политики — вопрос будущего страны, и он включает в себя целый комплекс проблем, что коренятся в революционных изменениях, которые страна пережила за последние 15 лет.

Во-первых, конечно, образование. Я думаю, что советское и российское образование выиграло в мировом соревновании образовательных систем. Это можно доказать целым рядом вещей. И, прежде всего, тем, насколько востребованы наши специалисты на Западе. Выпускники наших лучших учебных заведений оказались абсолютно адекватным, а многие просто вписались в ту или иную страну. Вы упомянули Била Гейтса. Я имел с ним виртуальную встречу Расскажу просто потому, что это поучительно. Горбачев должен был встретиться с Билом Гейтсом и пригласил меня сопровождать. Мы приехали к Билу Гейтсу в его штаб-квартиру, и случился скандал — Бил Гейтс нас не принял. Конфузия была, конечно, большая, но зато я узнал интереснейшие вещи, пробыв в фирме Гейтса два дня и будучи опекаем верхушкой этой фирмы. И допускаю, что встреча с Гейтсом могла бы дать мне меньше, чем встреча с его ближайшим окружением.

Три четверти верхушки — выпускники наших вузов. Ведущих вузов нашей страны. И они мне сказали, что никакого Била Гейтса не было бы, если бы не было вот этого его интеллектуального окружения. Гейтс организовал дело, управляет, но без интеллекта собранных им людей, в первую очередь российских, американская высокая технология не состоялась бы.

А вот отвечает ли наше нынешнее высшее образование задачам, которые стоят перед нынешним нашим обществом? Думаю, что не отвечает. В обществе произошли глобальные перемены, но никаких существенных шагов по перестройке высшего образования осуществлено не было. Была, правда, организована Московская высшая школа экономики, но только сейчас она по-настоящему становится на ноги.

Нынешнее высшее образование не отвечает задачам, которые стоят перед нынешним нашим обществом. А вот советское образование задачам советского общества отвечало. И в образовании том было много такого, что имело бы смысл сохранить.

Мой отец окончил не университет, а институт, политехнический институт. В конце XIX века несколько таких институтов было у нас организовано, и людей там не очень перегружали, я бы сказал, науками. На всех факультетах в течение трех лет обучали физике, обучали математике, иностранному языку.

И только после этого люди специализировались, причем специализация шла на конкретной работе, которую вели их же преподаватели. Это был верный подход, что подтверждает и мировой опыт. И именно этот подход определил традицию высшего образования, которая сохранилась и в Советском Союзе.

Еще одна важная вещь — отбор студентов. В физтехе была целая система отбора студентов, которая приводила к тому, что больше половины, может, . даже две трети, поступивших были не москвичи. По всей стране физтех раскинул сети. И люди получали возможность приехать, и главным были их способности. Никакого ЕГЭ не было, а на собеседованиях никто не смотрел на формальные знания. Формальным знаниям быстро обучали. Задача была разглядеть человека, понять, что он собой представляет, каков его потенциал, что им движет. И такой подход давал результат. Состав студентов был настолько сильный, что многие, весьма подготовленные люди не выдерживали конкуренции. Физтех очень любили руководители ВПК, отправляли в него своих отпрысков, и те часто оказывались несостоятельными, их приходилось переводить в другие вузы, и самой большой сложностью было уговорить отцов.

Такова была система. И за границей она тоже есть. Способный человек и в Европе, и в Америке практически всегда сможет получить хорошее образование, если он эти способности продемонстрирует. Есть бесконечные каналы, которые позволяют молодому человеку это делать. Так вот, сегодня у нас эта система развита, по-моему, недостаточно.

Далее. Значительная часть ответов на вопросы, что вы, Константин Алексеевич, поставили, лежит в плоскости ценностей. Мы разрушили очень многие ценности, и новых, за исключением денег, не придумали. И самое, по-моему, большое упущение последних 15 лет в том, что общество потеряло способность воспитывать. А если и воспитывает, то в крайне индивидуалистическом толке.

Некоторые очень рассчитывают здесь на церковь. Но, откровенно говоря, люди проводят в сто раз больше времени у телевизора, чем в церкви. А чему их учат по телевизору, вы знаете И нужно что-то делать, потому что, к сожалению, телевидение имеет большую власть над людьми, чем любой другой инструмент власти.

Так вот, ценности. Мы все еще даем великолепное академическое образование, но лучшие уходят от нас. Хотя тут-то, конечно, вопрос еще и в деньгах. У меня была беседа с министром финансов Кудриным на телевидении, и он спросил, уже после записи, к сожалению, сколько надо платить ученым. Я сказал: ту же цифру, только в долларах.

Приятель моего внука окончил химфак одного из лучших университетов страны. Очень хорошо окончил. Его пригласили в аспирантуру и предложили стипендию в полторы тысячи рублей. Он подал документы в Колумбийский университет (весьма квалифицированное учреждение) — пригласили, предложив стипендию в полторы тысячи долларов. Мы, конечно же, должны воспитывать в людях патриотизм, но мы должны думать и о том. как сделать работу на родине привлекательной и с материальной точки зрения. В том числе работу в вузе. Знаете, какая сегодня самая большая проблема в МГУ? Кадры. Площадь университета практически удвоилась ( Лужков дал больше миллиарда долларов на строительство нового помещения), но мне Садовничий (ректор -Ред.) говорил, что самая большая его забота — преподаватели. У нас нет среднего преподавательского состава. Нет молодых преподавателей.

Когда меня пригласили в физтех по существу возглавлять одну из самых ответственных кафедр, мне было 35 лет. И я не был одинок в этом своем возрасте. Сейчас молодых обнаружить среди преподавателей очень сложно. И ситуация может усугубиться, потому что есть еще один негативный фактор — демографический: через 10 лет молодых в стране будет приблизительно в два или три раза меньше, чем сейчас.

Распределение рабочей силы. Тут тоже происходят очень большие изменения, и особенно они заметны в развитых странах. 8 развитых странах в сельском хозяйстве сейчас занято всего 3 процента населения.

К. Титов: Как и в Самарской области.

С. Капица: При этом половину своей продукции они экспортируют. В промышленности там работает 13 процентов. А все остальные — в мягком секторе: управление, образование, наука. И вот это, по существу, тс, что называется обществом знаний.

Америка здесь впереди планеты всей, но и Европа недалеко отстает. Уже в 99-м году в Германии оборот в области компьютерных технологий значительно превышал оборот в области автомобилестроения, что было китом, на котором всплыла германская послевоенная промышленность. Сейчас пропорция еще больше, и вот это общество знаний, оно все шире распространяется в мире, и с этим связаны очень глубокие изменения во всех абсолютно областях. В области той же социальной мобильности. Подвижность этого рода сегодня не лимитирована отдельной страной. Образование весьма консервативная отрасль. Но процессы глобализации идут и в образовании. А наука интернационализирована ухе в полной мере. Она едина. Возник так называемый пул мировой науки, по существу. И произошло это очень быстро за последние 300 лет. Методы — общие, язык общий — английский, хотя, думаю, что надо уже учить и китайский. Китайские ученые — одни из самых интересных в мире сегодня, в Китае наука сегодня один из главных приоритетов, а молодые люди этой страны учатся в ведущих вузах мира. В 87-м в США учились 40 тысяч китайских студентов. Три года назад число их увеличилось до 150 тысяч. И кто-то сказал, что американские университеты — это такое место, где русская профессура учит китайских студентов.

К. Титов: На английском языке.

С. Капица: На английском языке. Вот и такой вот вызов нам брошен. И поэтому еще надо думать над проблемами, которые вы, Константин Алексеевич, обозначили.

Светлана Внукова

«Волжская Коммуна» №127(25925) 17.07.07


Ранее по этой теме:


Социальную мобильность молодёжи Самарской области обсудят за «круглым столом»

22 июня в Самаре состоится заседание «круглого стола» по обсуждению проблем социальной мобильности молодёжи Самарской области. Вести заседание будут министр образования и науки Самарской области В.Путько, профессор, академик РАЕН С.Капица, академик РАН Н.Кузнецов (Москва), член-корреспондент РАН Р.Юсупов (Санкт-Петербург), профессор Г.Ржевский (Лондон), профессор У. Индена (Кёльн), ректоры самарских вузов, учёные, предприниматели. >>>


*