Парижан ждут на улицах 11 тысяч велосипедов
Около 11 тысяч велосипедов поступили с воскресенья в платный автоматический прокат на улицах французской столицы. Для того, чтобы ими воспользоваться, достаточно поднести банковскую карточку к считывающему устройству и с ее помощью разблокировать велосипед на одной из «электронных» стоянок.
Таких площадок на самых оживленных улицах столицы оборудовано уже более 750 — в дальнейшем их число возрастет до 15 тысяч — то есть на многих улицах они будут устанавливаться через каждые 300 метров. Это беспрецедентная в мировой практике по своим масштабам программа такого рода.
Первые полчаса пользования велосипедом — бесплатные. Следующие полчаса обойдутся в 1 евро. При дальнейшем пользовании плата стремительно увеличивается, достигая 4 евро за 30 минут.
Абонементы гораздо выгоднее — 29 евро на год и 1 евро на сутки, 5 — на неделю. Еще до начала работы службы проката было продано более 9 тыс абонементов.
Париж располагает 370 км велосипедных трасс и дорожных коридоров — на многих из них, однако, велосипедистам приходится соседствовать с автобусами и такси.
Для проката используется специально созданная модель велосипеда с упрощенной системой смены скоростей, срабатывающей только при остановке велосипеда — что исключает соскальзывание цепи. Передний фонарь работает от динамо и ночью, и днем, и даже в течение нескольких минут после постановки велосипеда на «электронную» стоянку. Велосипед имеет усиленную раму «женского» профиля. Цвет — только серый. Произведены элементы машины в Венгрии, сборка осуществлена во Франции.
Общий вес «казенного» велосипеда — около 22 кг, то есть почти вдвое больше обычной модели. В случае невозвращения велосипеда на стоянку с карточки пользователя будет автоматически изъят залог в 150 евро. Однако при направлении заявления о краже велосипеда придется выплачивать лишь 30 евро.
Ожидается, что услугой в год будут пользоваться не менее 200 тыс парижан и туристов. Аналогичная система, уже действующая с весны 2005 года в крупном французском городе Лионе имеет 60 тыс абонентов — то есть 10 проц населения города. С начала своей эксплуатации система столкнулась с электронными сбоями, вызванными огромной активностью пользователей. Жители города также требовали монтировать стояночные стояки для велосипедов практически на всех улицах, чтобы иметь возможность, выйдя из дома, сразу воспользоваться двухколесным транспортом. В среднем каждый велосипед в день используют по 10 человек — вместо одного «запланированного».
Велосипед в Париже в последние годы становится все более популярным — в часы пик он позволяет быстро перемещаться по городу. Он выгоден и с финансовой точки зрения, так как общественный транспорт далеко не дешев и тарифы его постоянно повышаются. Позволяет велосипед поддерживать и хорошую физическую форму, за что особо любим парижскими женщинами.
Точное количество велосипедов у населения столицы и ее пригородов не известно. Примерные подсчеты на улицах Парижа, проведенные в 2005 году показали, что в период с 8 утра до 8 вечера на них находилось 41,4 тыс «двухколесных коней». По сравнению с уровнем 2004 года это означало прирост на 44 процента. В настоящее время, считают специалисты, «табун стальных и алюминиевых коней» в городе увеличился еще значительнее.
Несмотря на то, что движение на парижских улицах крайне бурное, за 2005 год погибло всего три велосипедиста, а в 2006 году — всего двое. Число раненых значительно больше — на 418 ДТП с участием велосипедистов приходится 317 человек с травмами различной тяжести.
Эксперты считают, что столь низкая смертность связана с тем, что водители автомашин с крайней опаской относятся к находящимся рядом с ними велосипедистам, понимая, насколько те уязвимы в потоке машин.
Это подтверждает опыт раньше других предоставившего «свободу» велосипедистам города Лиона. Там при увеличении движения велосипедистов на 80 проц ДТП с их участием увеличилось лишь на 6 проц — без единого смертного случая для тех, кто пользуется прокатными машинами.
В Париже низкая смертность во многом достигнута благодаря ограничению на 20 проц /с помощью модификации проезжей части/ доступа автомашин на основные артерии города.
Одновременно экология столицы Франции постоянно улучшается — за время нахождения на посту мэра Бертрана Деланоэ содержание опасных для человека газов в воздухе снизилось на 32 проц. Это также содействует популярности велосипеда. Все более теплый климат Парижа и других городов Франции, отсутствие затяжных дождей лишь способствует популярности велосипедов.
Серьезным фактором, препятствующим более широкому распространению велосипеда — это их угоны преступниками. Это вынуждает владельцев не только приобретать все более крепкие цепи и замки, но и частично демонтировать велосипеды, оставляемые ими на улицах, снимая переднее колесо и седло. Но и это не помогает.
Первым городом в мире, который предложил своим жителям бесплатные велосипеды, стал в 1968 году Амстердам. Однако из-за массовой порчи велосипедов пользователями и похищений двухколесных машин в дальнейшем амстердамским властям пришлось отказаться от этого проекта. Во Франции бесплатные велосипеды существуют в Ла-Рошели с 1974 года. В свободном автоматическом прокате они есть в Рене с 1998 года.
Контракт в Париже выиграла в упорной борьбе французская фирма «Же Се Деко», одержав трудную победу над своим давним американским конкурентом «Клир ченнел».
***