Образовательное пространство Поволжья обширно и глубоко вспахано. Но истинно научная мысль констатирует кризисные явления системы. Самарский ученый Владимир Конев предлагает новую модель отечественного образования как ответ на требования новой эпохи.

Фото: Игорь Казановский

Профессор Самарского государственного университета Владимир Конев стал одним из победителей Всероссийского конкурса интеллектуальных проектов «Держава». В числе учредителей состязания была Общественная палата РФ. Эта первая за 15 лет масштабная акция направлена на мобилизацию интеллектуального потенциала российского общества, его прямое участие в разработке стратегии развития страны в ХХI веке, выявление и поощрение смелых, нешаблонных решений, принципиально новых идей, адекватных реалиям пост-индустриального мира.

В конкурсе приняли участие 2428 человек — ученые (от академиков РАН до аспирантов), преподаватели, деятели культуры. Они представили 1610 проектов. В состав жюри по четырем номинациям вошли известные ученые и члены Общественной палаты. Самарец Владимир Конев стал лауреатом в номинации «Единая держава».

Философский зачет

Исследовательский процесс в гуманитарной науке и в постиндустриальную пору сохраняет свой исконно камерный характер. А тут — публичный конкурс, оценки, как в школе. Вас, Владимир Александрович, человека, не склонного к погоне за популярностью, что заставило принять участие в этом интеллектуальном соревновании?

— Мой проект называется «Образование России перед вызовом XXI века». Я представлял его в номинации, посвященной проблемам культуры и духовного наследия. Это была самая обширная номинация — 737 работ из 1610. Требовалось представить статью объемом не более 30 тысяч знаков. В ней я изложил мысли по проблематике, которая давно меня интересует, входит в сферу моих научных исследований. Конкурс представлялся мне площадкой, на которой я мог представить свои тезисы более широкому кругу, чем чисто научный.

Судя по победе вашего проекта, философия может иметь и сугубо прикладной характер?

— Исходный тезис работы: логика образования должна соответствовать логике культуры, если меняется характер культуры, должны меняться и принципы строения образования.

Когда-то мне надоело спрашивать своих студентов на зачете, и я сказал, что получит его тот, кто задаст вопрос мне. Но такой, чтобы ответа на него не было в моих лекциях, и над которым я сам должен подумать, прежде чем ответить. Оказалось, что моим ученикам (конечно, не всем) было интересно найти именно такие вопросы. Так я убил сразу двух зайцев: студенты должны были проштудировать конспекты и литературу, чтобы не спрашивать очевидное, а сам я получил образчик целой системы образования. Я понял, что есть два типа вопросов, которые условно можно разделить на «вопросы учителя» (на них есть ответы в учебниках, лекциях) и «вопросы ученика», на которые нет готовых ответов. Стало ясно: могут быть две системы образования — условно говоря, построенная на вопросах учителя и основанная на вопросах ученика.

Основная идея моей конкурсной работы в том, что образование на рубеже XX — XXI веков в той форме, в которой оно утвердилось как результат культуры Просвещения, не соответствует потребностям времени и общества. Вряд ли такой вывод назовешь абстрактным, но все же я говорил бы не о прикладном характере, а о жизненной основе науки.

Отказ от наследства

Российское образование вот уже без малого 20 лет перманентно реформируется, дабы соответствовать новому веку. И что­то этот процесс не всех радует, да и конца новациям не видно. Чем же стала плоха школьная система, основанная Песталоцци, Гербартом, Каменским и пережившая века, революции, войны, крах одних и создание других государств?

— Россия переняла систему образования, сложившуюся в Европе в XVIII веке. Эта система была направлена на передачу знаний, на подготовку к профессиональной деятельности. Главная ее фигура — учитель­предметник, главный элемент в архитектуре педагогического пространства — урок. Вторая фигура педагогической деятельности — ученик, ранжированный по уровню знаний, что привело к появлению такого образовательного элемента, как класс. Вузовское образование как будто ориентировано на поощрение самостоятельной работы студентов. Но и в институтах основное место занятий — аудитория (класс). После шести­восьми часов лекций и семинарских занятий вряд ли студент обратится к книгам, попытается самостоятельно проанализировать текст, решить задачу. Так что классно­урочная система и в вузе остается основной.

За три века существования в России она, конечно, видоизменялась, модернизировалась, но ее архитектурный модуль оставался неизменным.

В ХХ веке количество информации растет огромными темпами, и школа (высшая и средняя) не успевает «переварить» ее и передать в виде знаний. Беда средней школы — необоснованные перегрузки учеников, беда школы высшей в том, что знания выпускников спустя всего лет пять уже перестанут быть актуальными. Очевидно, что традиционная классно­урочная система дает системный сбой: она по-прежнему пытается выполнять свойственные ей функции, но эта деятельность становится неэффективной.

— Разве может всего лишь форма обучения, или формат, как принято сейчас говорить, столь серьезно влиять на качество образования? Ведь содержательная сторона — сами знания — вряд ли за последние годы подверглась столь серьезной девальвации?

— Передача истинного знания как раз и стала ядром образования просвещенческого. Этот и другие принципы строения канала образования соответствовали принципам организации культуры нового времени. Но социальное и культурное развитие нашего времени идет под знаком углубляющейся интеграции и разрушения всяких перегородок (открытия совершаются на стыке наук, наука сближается с производством, появляется синтетическое искусство и так далее).

Подробнее: «Эксперт Волга» №27(67) / 16 июля 2007

***