Сегодня в России насчитывается восемь продовольственных сетей, чей торговый оборот превышает миллиард долларов и две – чьи показатели близки к заветной цифре. На данный момент рынок сетевой торговли продовольственными товарами перешел в стадию консолидации. Вместе с тем, в среднесрочной перспективе аналитики прочат повышенный интерес к региональному рынку со стороны федеральных и иностранных игроков.

Специалисты выделяют четыре основных этапа развития российского продуктового ритейла с момента его появления, по сегодняшний день. Первый относится к 1994–1998 годам и характеризуется появлением первых отечественных сетевых торговых компаний. В этот период бизнес от оптовой торговли переходил к розничной. И многие современные торговые сети возникли в результате диверсификации бизнеса оптовых и дистрибуторских компаний.

Второй этап начался после кризиса 98-го года и продлился до 2000-го. Это было время развития сетевой торговли продуктами питания в регионах, что происходило как за счет региональной экспансии столичных сетей, так и за счет появления локальных торговых компаний. Новый век, а вместе с ним и третий период, ознаменовался появлением на российском рынке иностранных компаний, до того представленных только турецкой сетью «Рамстор». Благодаря иноземным игрокам российские компании познакомились с новыми бизнес-моделями розничных сетей. Еще одна особенность этого периода – региональная экспансия федеральных сетей и увеличение количества сделок по слияниям и поглощениям в регионах, пишет JustMedia.

Сегодня рынок сетевой торговли характеризуют такие параметры, как замедление роста покупательского спроса и обострение конкуренции, повышение уровня потребительских запросов и требований к обслуживанию и качеству товаров, снижение прибыльности отрасли. Доходы населения и благосостояние регионов заметно разнятся. В субъектах сетевая розничная торговля по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста, оставаясь одной из самых быстрорастущих отраслей отечественной экономики.

В среднесрочной перспективе следует ожидать увеличения темпа освоения регионов федеральными и иностранными игроками. Это будет происходить как за счет поглощения локальных и региональных компаний, так и за счет органического роста. Таким образом, в ближайшие несколько лет сохранится высокий темп роста доли современных форматов.

Источник: Финам

fin.samaratoday.ru

*