ПРИЗрачное счастье. В России появилась новая профессия – победители рекламных конкурсов и викторин
На летний сезон традиционно приходится пик рекламных акций и розыгрышей. Производители пива, газировки и мороженого предлагают невероятные призы: машины, квартиры, домашние кинотеатры и круизы по Средиземному морю.
Охотники за удачей делают деньги даже на обертках от мороженого.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН |
Все, что нужно, – это собрать 10 крышек, 100 упаковок или 50 штрихкодов. На столь заманчивые предложения клюют многие россияне. Но шанс выиграть у них невелик. И не только потому, что число участвующих огромно. Дело в том, что в нашей стране появились люди, для которых охота за выигрышем стала настоящей профессией.
Они называют себя призоловами и с маниакальной настойчивостью участвуют во всех конкурсах, в которых неизменно выигрывают. В России призоловов уже более трех тысяч. Их деятельность приобрела такой масштаб, что многие компании собираются свертывать свои пиар-акции с раздачей подарков.
Они не вспомнят, о чем была телевизионная передача, но дословно перескажут содержание рекламного блока. Они рыщут по улицам с лихорадочным блеском в глазах, выискивая выброшенные пакетики от чипсов с купонами или крышечки от бутылок с газировкой. Занимают деньги у друзей, чтобы купить еще одну упаковку печенья, вкус которого они уже ненавидят. Знакомьтесь: перед вами – профессиональные охотники за призами. Или, проще говоря, призоловы.
Чаще всего призоманией страдают люди, не слишком загруженные работой и желающие добавить адреналина в свою жизнь. «Можно выделить две группы людей, которые подвержены призоловству, – ставит для «НИ» диагноз психолог Дмитрий Синарев. – Это молодежь, которая всегда открыта для чего-то нового, и люди пенсионного возраста. Таких людей особенно сильно прельщает легкая нажива».
Но в подавляющем большинстве охотниками за призами, которых еще называют промохантерами, становятся женщины, как правило, домохозяйки. «Призоловы в основном оперируют эмоциями, – рассказал «НИ» психолог Марк Сандомирский. – Приз пробуждает в человеке «внутреннего ребенка», он ведет себя инфантильно, забывая о здравом смысле». Для призоловов-любителей крупный выигрыш не принципиален. Главное – сам процесс накопления, на который «подсаживаются» не хуже, чем на наркотики. «Люди могут впадать в зависимость от розыгрыша призов так же, как игроки впадают в зависимость от игры на рулетке или автомате, – продолжает психолог Сандомирский. – Здесь прослеживается связь призомании с игроманией: такая же жажда выигрыша и слепая вера в удачу».
Оттого и проблемы у призоловов почти такие же, как и у игроманов. Страсть к выигрышу нередко портит им личную жизнь.
Но разве можно сравнить семейные дрязги с азартом, который дает охота за призами? А к этому процессу промохантеры относятся более чем серьезно, изобретая все новые и новые хитрости. Рецепт успеха призоловов прост: нужно просто найти достаточно сложный конкурс, выполнить задание, а ответы прислать не только от своего имени, но и от имени десятка знакомых. Как говорится, «накрутить счетчик». И тогда главный приз практически гарантирован. На сайтах призоловов нередко устраивают бартер: этикетки обмениваются на крышечки, фантики – на наклейки. Призоловы вовсю используют и «мертвые души»: регистрируют сотни электронных адресов на чужие имена, с которых потом голосуют за свою кандидатуру.
Призоловы отправляют заказные, а не обычные письма или вообще выбирают курьерский способ доставки своей корреспонденции. Так заявка на конкурс доходит быстрее. Есть и почти мошеннические хитрости. «Например, в разных областях страны рекламные акции часто проводятся в разное время, и, обмениваясь информацией, мы можем собрать определенное количество купонов еще до официального старта призовой кампании, – рассказал «НИ» призолов Юрий. – Быть в курсе последних событий очень важно, ведь выиграть приз в первые дни розыгрыша намного проще: число активных участников еще невелико. А уже через несколько дней после начала акции их «поголовье» резко возрастает и, соответственно, шанс выигрыша падает».
Заработать промохантингом на жизнь вполне реально. Месячный доход среднестатистического призолова начинается от 500 долларов. Каждый охотник в глубине души мечтает выиграть машину, квартиру или домик в деревне. Но крупная рыба, как правило, достается единицам. Зато мелкая бытовая техника – один из самых распространенных призов – наполняет столичные рынки и комиссионки. Именно туда сдают свою добычу охотники за удачей. Вполне приличный заработок привлекает в профессию все больше людей. Уже сегодня на их «профессиональном» сайте насчитывается более 3 тысяч человек.
Компаниям остается одно – самим наживаться на хитрых призоловах. В последнее время стал набирать популярность новый способ розыгрыша призов. Если раньше было достаточно заглянуть под крышку, чтобы сразу узнать, есть приз или нет, то теперь в механизме появилось новое звено – «отправь SMS». Причем отправка сообщения вовсе не означает, что человеку честно сообщат о проигрыше. Наоборот, ему до последнего предложат бороться за свой приз под лозунгом «шанс есть у каждого, надо только отправить побольше сообщений». В итоге доверчивый конкурсант оказывается и без денег, и без приза. В некоторых случаях может потребоваться установка на компьютере недешевого программного обеспечения просто для того, чтобы ввести код на сайт компании-организатора розыгрыша.
Эксперты убеждены, что в ближайшее время розыгрыши и викторины превратятся в «междусобойчик» корпораций и призоловов, пытающихся нажиться друг на друге. Охота за призами уже стала бизнесом, а он, как известно, лишних людей не терпит.
Подробности читайте в «Новой газете»
*