Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) вчера объявила о необходимости развивать частные реабилитационные центры для наркозависимых людей. Центрам обещана бюджетная поддержка, если они будут участвовать в пропагандируемом Госнаркоконтролем принудительном лечении и последующей реабилитации наркоманов.

В ФСКН не скрывают, что привлечь частные центры решено потому, что они эффективнее государственных. В частных клиниках, впрочем, настаивают, что выбирать пациентов — это их право.

ФСКН вчера выступила с инициативой по развитию в России «эффективной системы частных реабилитационных центров для наркозависимых людей». «Их перечень мы составили, теперь проверим их эффективность на местах,— рассказал Ъ начальник управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики ФСКН Александр Яневский.— Во-первых, посмотрим на процент отказавшихся от наркотиков после реабилитации. Во-вторых, оценим на предмет общественной безопасности — ведь есть просто религиозные центры по реабилитации, а есть и те, которые занимаются зомбированием и отбором имущества. Такие будем закрывать». Оставшиеся после проверки центры смогут рассчитывать на бюджетное финансирование в рамках федеральной целевой программы по борьбе с наркоманией и в рамках аналогичных региональных программ.

В России сейчас действует около ста частных реабилитационных центров для наркоманов. Это клиники, где стоимость курса реабилитации может достигать $20 тыс., а также благотворительные и религиозные центры, где реабилитация бесплатна. При этом диагноз «наркомания» имеют около 350 тыс. граждан России. Еще 1,8 млн человек употребляют наркотики регулярно, а 5,7 млн признались, что употребляли наркотики хотя бы раз.

В ФСКН подчеркивают, что развитие частных реабилитационных центров проходит в рамках идущей сейчас кампании по принудительному лечению наркоманов. «Мы настаиваем на принудительном лечении только тех, у кого уже есть диагноз. А после лечения им будет предложено добровольно пройти курс реабилитации. Естественно, что курс лечения по закону можно пройти только в госучреждении. Но самое трудное потом удержать наркозависимых в состоянии ремиссии, и здесь помогут негосударственные центры. То есть принудительное лечение наркозависимых имеет смысл лишь при развитой системе социальной реабилитации»,— объяснил Ъ господин Яневский.

В ФСКН не скрывают, что привлечь частные центры к кампании по принудительному лечению наркоманов решено потому, что они гораздо эффективнее. Инициативу ФСКН раскритиковали и сторонники, и противники закона о принудительном лечении наркомании. «Вне зависимости от того, появится закон (о принудительном лечении.— Ъ) или нет, существующая система борьбы с наркоманией отрегулирована. Не надо ее усложнять»,— заявил Ъ неоднократно выступавший за принудительное лечение наркоманов депутат Госдумы Евгений Ройзман. «ФСКН права только в том, что частные центры реабилитации эффективнее государственных,— считает правозащитник, глава фонда «Новая наркополитика» Лев Левинсон.— Лучше бы Госнаркоконтроль добился внесения изменения в действующий закон и разрешил частным центрам лечить наркоманов официально. Действующий запрет уже давно архаичен».

Подробнее: Газета «КоммерсантЪ» № 122(3698) от 13.07.2007

***