Сегодня Петру Фоменко исполняется 75 лет. Какой он великий режиссер — знают все, даже как-то неудобно повторяться. А еще он умеет играть на скрипке. И знает цену и истинное значение слов.

Петр Фоменко репетирует с Андреем Щенниковым «Прости нас, Жан-Батист». Фото: Лариса Герасимчук

Потому что до режиссерского факультета ГИТИСа окончил музыкальное училище по классу скрипки и филологический факультет московского педагогического института имени Ленина.

То есть вот откуда льется музыка его спектаклей и растет дар прекрасного педагога, вырастившего из своих учеников — с огромной любовью — артистов с большой буквы. Когда Петра Фоменко спрашивают, будет ли расширяться труппа его «Мастерской», он отвечает: «Вглубь». Ведь его позиция — на сегодняшний день почти единичная: «Незаменимые в театре есть. Театр с незаменимыми актерами — действительно живой».

Интервью он сейчас не дает — хорошо разбирается в инфляции слов. Но раньше — не в юбилейной суматохе — изредка это все-таки случалось. Мизансцены тогда были следующие: в комнате режиссерского правления собирались Петр Фоменко, его артисты и несколько журналистов. «А вообще заметьте, что нас гораздо больше, чем вас», — обращался Петр Наумович к допущенным в святая святых критикам, и с предупреждением, чтобы определенности, ответственности и конкретности в ответах с его стороны не ждали, начинал говорить…

Несколько эпизодов из жизни Петра Фоменко читайте в Российской газете.

Ирина Корнеева / Опубликовано в «Российской газете» (Федеральный выпуск) N4413 от 13 июля 2007 г.

***