Вчера стало известно о том, что в СИЗО Рязани был найден повешенным криминальный «авторитет» Владимир Пчелин, подозреваемый в организации двух десятков убийств. Защитники Владимира Пчелина уверены, что их подзащитного убили, а затем инсценировали самоубийство.

Утром 10 июля Владимира Пчелина должны были доставить из СИЗО в горсуд Рязани, где рассматривалась жалоба адвокатов, добивавшихся его освобождения из-под стражи. Однако заседание не состоялась. Секретарь суда сообщила защитникам, что их клиент умер. Когда защитники обратились к руководству СИЗО, им рассказали, что господин Пчелин повесился на собственных брюках. Поскольку «авторитет» сидел в одиночной камере (туда его перевели из-за конфликта с сокамерниками), администрация СИЗО пришла к выводу, что это было самоубийство. Предсмертной записки Владимир Пчелин не оставил.

Отслужив в начале 90-х в дивизии имени Дзержинского Владимир Пчелин вернулся в родной Тольятти, где вошел в волговскую преступную группировку, вскоре став одним из ее лидеров. По данным угрозыска, в банде он отвечал за проведение силовых акций. Как раз в это время в Тольятти шла война между волговской и другими группировками за контроль над АвтоВАЗом, и боевой опыт Владимира Пчелина оказался весьма востребован. В самый разгар боевых действий, в 1995 году, на Владимира Пчелина было совершено покушение — одна из пуль попала ему в голову, но он выжил. В результате почти десятилетней войны было убито более 500 человек, а волговская ОПГ, которая в период своего расцвета контролировала половину отгрузки АвтоВАЗа и десятки диллерских фирм завода, практически поголовно была уничтожена. Оставшихся в живых «волговских» в 2003 году приговорили к длительным срокам, признав виновными в 20 заказных убийствах. При этом подсудимые дали показания, что заказы получали от господина Пчелина.

К этому времени Владимир Пчелин уже шесть лет находился в розыске. Задержали его, как сообщал Ъ, в апреле этого года в Москве. Вначале его этапировали в Рязань, чтобы расследовать эпизоды, связанные с делом местной группировки Владимира Ермолова («Слон»), заказы которой исполняли «волговские», а затем собирались отправить в Тольятти.

Адвокат Владимира Пчелина Владимир Козин заявил Ъ, что не верит в самоубийство своего подзащитного. По словам защитника, у господина Пчелина не было никаких причин для этого. «У нас были все шансы выиграть это дело, так как свидетели отказались от показаний на Пчелина либо заявили, что давали их под давлением»,— рассказал он, отметив, что «Владимир неоднократно говорил, что его могут попытаться убить в СИЗО тольяттинские бандиты». По мнению адвоката, «повеситься, находясь под постоянным надзором конвоиров, невозможно». «Он не ушел из жизни добровольно»,— считает защитник, обратившийся в прокуратуру Железнодорожного района Рязани с требованием провести самое тщательное расследование происшедшего.

В свою очередь, старший помощник прокурора Рязанской области Дмитрий Плоткин, расследовавший дело «слонов», убежден в самоубийстве «авторитета». «Его поступок вполне объясним. Тяжелое ранение, десять лет в бегах, а теперь светит длительный срок,— сказал господин Плоткин.— На допросах «слоновские» рассказывали, что Пчелин им не раз говорил: «Я никогда сидеть не буду»».

"Коммерсантъ" № 121(3697) от 12.07.2007

***