13 июля 1883 года Товарищество нефтяного производства «Бр. Нобель» заявило о своем желании обосноваться в Самаре. Это сделал доверенный фирмы Александр Иванович Вернер, попросивший управу выделить участок земли на берегу Волги под баки для керосина и нефти. Гласные думы пришли к мнению, что землю нужно выделять всем нефтепромышленникам, если они того пожелают. Аренда ими городской земли станет еще одним источником пополнения доходов.

Песчаная коса на слиянии Волги и Самары была признана наиболее удобной для хранения нефти. К ней могут свободно подходить баржи, вести перекачку груза в береговые резервуары. При этом река в границах города не будет подвергаться загрязнению. Земля здесь малодоходная, а торговцы керосином и нефтью люди не бедные. Вернер просит 500 квадратных саженей. Можно сдать в аренду на 10 – 20 лет с платой не ниже одного рубля за квадратную сажень.

Просит землю под баки и самарский купец Моисей Лазаревич Боберман. Следовательно, есть у промышленников и торговцев интерес к Самаре. Посему землю следует отдавать в аренду только с торгов. И поручили управе дать объявление о них в газетах Астраханской, Саратовской, Казанской и Нижегородской губерний.

Гласные не ошиблись в своих прогнозах. Интерес к песчаной косе проявили общества «Мазут», «Восточное», «Братьев Меркульевых»… Керосиновый король, как часто называли Людвига Нобеля, не стал монополистом на самарском рынке. Его представители довольно часто проигрывали торги на поставку городу нефтяных остатков, керосина, смазочных масел. Тем не менее, на стрелке рек Волги и Самара в 80-х годах возникла крупная нефтебаза, которая просуществовала многие годы. Ее уничтожил практически полностью летний пожар 1948 года.

*