Ford принял решение о расширении мощности своего завода «Форд-Всеволожск» до 125 тыс. автомобилей в год. Это произойдет за счет увеличения объема сборки Ford Focus, а также запуска производства еще одной легковой модели — Ford Mondeo.

Российское отделение Ford, возглавляемое Хенриком Нензеном, не полностью оправдало надежды Минэкономразвития по расширению модельного ряда на заводе во Всеволожске

Расширение сборки Focus идет на фоне потери лидерства Ford в России, однако эксперты уверены, что снижения цены на самую популярную в России модель ожидать не стоит.

Как сообщили вчера в российском офисе Ford, концерн принял решение расширить мощности завода «Форд-Всеволожск» до 125 тыс. машин. Президент и CEO Ford of Europe Джон Флеминг пояснил, что расширение связано со «стремительным ростом российского авторынка» (в первом полугодии 2007 года продажи новых иномарок в РФ выросли на 70%). «Форд-Всеволожск» увеличит выпуск самой популярной в России модели Ford Focus с нынешних 72 тыс. до 100 тыс. машин, а также запустит сборку новой модели Ford Mondeo (25 тыс. штук в год). Инвестиции в проект составят $100 млн, то есть с учетом уже сделанных вложений концерн вложит в «Форд-Всеволожск» $330 млн. Сборка Mondeo начнется в 2008 году, на полную мощность (125 тыс. машин) завод выйдет в 2009 году. Таким образом, Ford расширит производство «Форд-Всеволожска» к моменту выхода на полную мощность большинства других иностранных автосборочных проектов в России.

Руководству Ford потребовался год, чтобы принять окончательное решение о расширении «Форд-Всеволожска». Об этих планах последовательно сообщали сначала чиновники Минэкономразвития (в июле 2006 года), а затем и Ленобласти (в декабре). При этом в министерстве утверждали, что помимо расширения Focus и запуска Mondeo Ford также организует в Ленобласти сборку внедорожников Land Rover и Maverick, вложив в «Форд-Всеволожск» в совокупности около $500 млн. Однако в Ford дважды переносили принятие решения о новых моделях (на конец 2006 года, затем на весну-лето 2007 года), и в итоге оно оказалось скромнее прогнозов Минэкономразвития.

Как пояснил Ъ источник в министерстве, Ford отказался от сборки Land Rover, поскольку объем сбыта марки в России (5 тыс. машин за первое полугодие 2007 года) делает нецелесообразным сварку и окраску ее кузова в России (к этому Ford обязывает режим промсборки). Maverick, по словам собеседника Ъ, вообще снимается с производства. Источник Ъ не исключил, что Ford рассмотрит вопрос выпуска внедорожников на «Форд-Всеволожске» в будущем. В российском офисе Ford вчера смогли подтвердить лишь, что «дилеры марки распродают остатки Maverick».

Ставка Ford на сегмент легковых автомобилей объяснима. К моменту утверждения нового производственного плана «Форд-Всеволожска» концерн лишился лидерства на российском рынке (см. Ъ от 9 июня). Ford уступил его Chevrolet, причем отставание нарастает: если по итогам пяти месяцев 2007 года оно составляло 1,6 тыс. машин, то по итогам полугодия — уже 2,7 тыс. (данные Ассоциации европейского бизнеса). Эксперты объясняли это, во-первых, ростом цен на Ford в России, а во-вторых, началом масштабных продаж «бюджетных» моделей Chevrolet на российском рынке (модель Lanos стоит от $10-11 тыс., тогда как Focus — от $13-14 тыс.).

Впрочем, глава автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев сомневается, что расширение выпуска Focus в России приведет к снижению цены на модель. «В этом нет абсолютно никакого смысла с учетом многомесячных очередей на Focus»,— говорит эксперт. С этим мнением согласен глава офиса «Автомир» в Санкт-Петербурге Виталий Новиков, который говорит, что «на Focus и так удерживается низкая цена и дилерская маржа на модели не самая высокая». Эксперт уверен, что Focus, остающийся на фоне снижения общей позиции Ford самой продаваемой иномаркой в России, в «среднесрочной перспективе» сохранит лидирующие позиции на российском рынке, а расширение его сборки в России сократит сроки ожидания автомобиля.

Газета «КоммерсантЪ» № 120(3696) от 11.07.2007

Дмитрий Ъ-Беликов

"Коммерсантъ"

***