С первых же кадров очередной, пятой картины одного из самых прибыльных киносериалов в истории о жизни юного волшебника Гарри Поттера (Дэниэл Рэдклифф) становится понятно, что ничего хорошего ожидать не приходится.

Кинооператор-постановщик Славомир Идзяк в прямом смысле нагнетает тучи над головой Гарри, одиноко проводящего летние каникулы в доме одиозных мещан Дурслеев (интересное звучание для русского уха – почти Дуралеев). Гарри сидит на детских качелях, из которых вырос, и читает книжку, когда его начинают «доставать» местные бычки-задиры. Когда тучи окончательно сгущаются и из них на мальчишек бросаются злобные посланники мрачного Волан-де-Морта, Гарри ничего не остается, как применить волшебную силу, чтобы спасти своих обидчиков. Но за это не предписанное правилами применение магии его исключают из школы Хогвартс, где готовят магов и волшебников.

Благодаря вмешательству доброго мага – директора школы Дамблдора (сэр Майкл Гамбон) Гарри восстанавливают, но, несмотря на оправдание, он мрачен и обеспокоен тем, что в среде волшебников не слишком верят в его столкновение с Волан-де-Мортом, считая эту историю мальчишеской ложью. Достоинство Гарри оскорблено. Гарри мучают кошмары, которые, как мы понимаем, должны предсказать последующие события. Ко всему этому добавляется странное похолодание в отношении Дамблдора к Гарри. А самого Дамблдора от руководства школой оттесняет этакая пампушка-хохотушка Долорес Амбридж (Имельда Стаунтон), которая за розовыми костюмами (ее любимый и единственный цвет) скрывает черную душу.

Каждый, кто учился в школе, будь то в России или в Англии, может припомнить таких преподавателей «родом из ада», которые под любовью к порядку скрывают ненависть к детям. Вместо того, чтобы готовить юных волшебников к борьбе с темными силами, Амбридж донимает их все новыми запретами, слежкой и доносами подлиз из среды учеников. Гарри и его верные друзья тайком начинают готовиться к сражению.

Вся эта линия (сценарий Майкла Голденберга) отражает подспудные ощущения мыслящих современников о, возможно, зреющей в недрах глобализации революции. Легче всего списать эти лишь штрихами намеченные идеи на левый либерализм авторов (режиссер Дэвид Йейтс), но искусство, иногда подсознательно, улавливает социальные брожения и тенденции задолго до того, как они становятся реальностью.

Я не хочу представить очередной фильм вполне коммерческой серии как агитку, но не надо и упрощать социальный феномен картины. Если столь многие находят в этом фантазийном голливудском продукте какой-то отклик на свои треволнения, то что-то в этом есть. Даже если не видеть, как ваш покорный слуга, социо-политической заряженности фильма, то уж отрицать, что он является отражением душевного переворота, переживаемого молодым поколением, было бы совсем неверно.

Во-первых, у юности всегда типовые проблемы, связанные с гормональными переменами и психологической перестройкой. Дэниэл Рэдклифф в реальной жизни примерно на два года старше своего героя Гарри Поттера, и для него болезни роста уже позади. Поэтому актеру так хорошо удается передать внутренний переполох в душе Гарри, из мальчика становящегося молодым мужчиной. Это взросление выражается не только в первом поцелуе Гарри с девочкой, которая позже его предаст (так часто случается и в среде неволшебников), но и в незнакомых Гарри доселе чувстве вины, изоляции и даже злости.

Я не являюсь поклонником жанра «фэнтэзи» (как его коряво называют теперь в России), и даже не восторгался, как многие, оскароносным «Властелином колец». Однако в пятом «Гарри Поттере» я увидел многое, с чем мог себя идентифицировать.

Признаюсь, мне было совершенно неинтересно следить за верными книге перипетиями сюжета, который должен был уложить сотни страниц книги в пару часов экранного времени. Я иногда откровенно скучал на просмотре, а вначале чуть просто не заснул. Правда, могу это объяснить тем, что смотрел фильм в Лондоне сразу после трансатлантического перелета. Но когда юные революционеры во главе с Гарри Поттером начали сопротивление власть предержащей мисс Амбридж, стало интереснее.

Отдам должное Дэниэлу Рэдклиффу: в сценарии пятой серии его друзьям отведены практически эпизодические роли, и он весь фильм тянет на себе. Режиссер Йейтс, явно выбранный продюсерами за его интересную работу с актерами в ряде британских телесериалов реалистического плана, сумел поставить прорезавшийся актерский дар Рэдклиффа, подкрепленный недавно блестящим дебютом на британской сцене, на службу сюжету. Этот сюжет, по сути лишь переходный к последующим сериям, постепенным помрачнением тона пятого фильма прокладывает дорогу к финальным и, видимо, трагическим эпизодам саги о Гарри Поттере.

Почему молодые люди, которым по природе велено видеть мир и свое будущее через призму оптимизма, готовы принимать довольно мрачный взгляд на жизнь, который проецирует с экрана «Орден Феникса»? Может быть, дело в том, что этому новому поколению вместо «конца истории» по Фукуяме, когда с победой демократии наступит всеобщее «благоволение во человецех», взрослые всучили мир, раздергиваемый военными конфликтами и терроризмом?

Молодые не всегда могут объяснить, что с ними происходит, но фильм, который отражает смятение умов, может заинтриговать эти вопрошающие умы.

Велик соблазн увидеть в картине лишь развлечение. Но что-то в этой фантазии беспокоит, не дает отвлечься от реальности.

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

06.07.2007

www.voanews.com

***