То, что Карловы Вары окончательно закрепили за собой центральное место в киножизни Восточной Европы, стало ясно в минувшую субботу, когда были вручены призы 42-го фестиваля.

И хотя «Хрустальный глобус» за лучший фильм (а вместе с ним и 20 тыс. долл.) достался исландцу Балтазару Кармакуру, наиболее щедро наградили «Простые вещи» Алексея Попогребского. Лучшим актером признан Сергей Пускепалис; специальным упоминанием жюри под председательством Питера Барта (главный редактор голливудского еженедельника Variety) отметило Леонида Броневого; режиссер получил приз экуменического жюри и награду международной критики (с формулировкой «за правдивое изображение посттоталитарного общества в России и примечательные актерские работы»). Это почти полное повторение успеха «Простых вещей» на недавнем «Кинотавре», за вычетом главного приза. И вряд ли его можно рассматривать как случайность.

Если вспомнить карловарских лауреатов за последние пять лет, то именно восточноевропейские фильмы («Год дьявола» чеха Петра Зеленки, «Мой Никифор» поляка Кшиштофа Краузе и др.) оставили след в памяти. Названия фильмов-победителей из Италии или Америки успели позабыться. Быть окном в Восточную Европу, конечно, почетно и необходимо, но встать в один ряд с Канном, Венецией и Берлином Карловым Варам пока не удалось. И это несмотря на оглушительные 5 млн. евро бюджета (если учесть сохраняющуюся разность в ценах, это практически эквивалентно 11 млн Берлинского фестиваля). Великолепно организованное событие не может избавиться от некоторого комплекса провинциальности. Невозможность прыгнуть выше головы — с этой проблемой рано или поздно придется столкнуться и бывшему сводному брату Карловых Вар — Московскому кинофестивалю. Если, конечно, мы когда-нибудь, для начала, научимся прыгать вровень со своим ростом.

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***