Голливудская киноиндустрия применяет в России новую тактику против массового видеопиратства — снижение цен.

Чтобы победить местных пиратов в условиях, когда только один из проданных десяти DVD-дисков не произведен нелегально, компания Columbia TriStar, принадлежащая корпорации Sony, собирается установить цену на них на уровне всего в 299 рублей, что составляет чуть более 10 долларов. Это меньше половины нынешней цены. Компания Warner Home Video, подразделение корпорации Time Warner, уже снизила цену на свои DVD до 15 долларов.

— Наша цель в том, чтобы российские потребители привыкли покупать лицензионный материал по доступной для них цене, — говорит Вячеслав Добычин, генеральный директор компании, занимающейся распространением продукции Columbia TriStar в России. Columbia собирается организовать собственное производственное предприятие на окраине Москвы, которое уже в этом месяце начнет штамповать лицензионные копии «Плохих парней-2» (Bad Boys-2), «Крупной рыбы» (Big Fish), «Спецназа Города Ангелов» (S.W.A.T.), и других известных кинофильмов.

Отраслевикам из Соединенных Штатов мысль снижать цены уже давно кажется совершенно неприемлемой. В недавнем телефонном интервью Джек Валенти (Jack Valenti), президент Ассоциации кинопроизводителей Америки (the Motion Picture Association of America), сказал: «По ценам с пиратами конкурировать бесполезно». Основным мотивом всех его выступлений было ужесточение законодательства об авторском праве.

Но, похоже, в России у Голливуда не остается выбора. Пираты забирают все большую долю рынка, говорит Константин Земченков, директор Российской антипиратской организации, которая частично финансируется голливудскими кинокомпаниями и Ассоциацией кинопроизводителей и стоит во главе борьбы против производителей, распространителей и продавцов пиратских аудио- и видеодисков в России.

Сам бывший офицер КГБ, господин Земченков как никто другой знает, что девять из десяти DVD и шесть из десяти музыкальных дисков, продаваемых сегодня в стране, произведены пиратами. Его цифры сильно расходятся с оценками Министерства торговли и экономического развития, которое настаивает на том, что доля контрафактной продукции упала в 2003 году до уровня в 15-20 процентов по сравнению с предыдущим годом, когда она держалась на отметке в 76-86 процентов.

Пока что ведущие производители музыкального продукта из Соединенных Штатов и Великобритании просто подавали в суд на крупнейших российских производителей музыки, видео и программного обеспечения, но российские распространители уже говорят, что необходимо придумать надежный способ борьбы и с уличной торговлей. В качестве примера господин Добычин приводит детский диснеевский мультфильм «Братец Медвежонок» (Brother Bear), который только выходит на экраны московских кинотеатров. По его словам, уже сейчас появляются копии по цене всего 120 рублей (около четырех долларов).

— При том, что у этих DVD прекрасное качество, — говорит Добычин, — оригинальные диски будут у нас только в сентябре. Это слишком поздно.

На Горбушке, огромном базаре компактов и DVD на юго-востоке Москвы, пиратская копия фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы» (The Passion of the Christ), который здесь даже еще не вышел в кинотеатрах, стоит те же четыре доллара при потрясающе профессионально сделанной упаковке и качестве диска; фильм, кроме родного, уже можно просматривать на русском и французском языках.

По выходным на Горбушку, самый большой рынок пиратской медиапродукции в Европе, в поисках развлечений приходят целыми семьями. Все как раз по карману русскому среднему классу: и самые последние программы (Microsoft Excel за три доллара), и музыка (последний альбом Норы Джонс — два пятьдесят), и компьютерные игры (Sims Livin» Large — четыре). Горбушка для образованных горожан, вкусы которых превосходят их материальные возможности — средняя зарплата в городе составляет 200 долларов — настоящий культурный оазис. Усилия Российской антипиратской организации направлены в основном на то, чтобы закрывать заводы, а не рынки.

По мнению Columbia TriStar, ее ценовая война — первый шаг в борьбе против местного пиратства. К тому же, местное производство позволит создать рабочие места и избежать импортных и таможенных пошлин. У других производителей кино и музыки может просто не остаться другого выхода, как сделать то же самое.

— Крупнейшие студии понимают, что здесь ситуация ни на что не похожая, — говорит В. Добычин, — и все остальные студии последуют этому примеру.

Добычин предсказывает не только снижение цен, но и начало производства дисков непосредственно в России.

— Я не знаю ни одной студии, которая как минимум не думала бы об этом, — добавляет он.

К стоимости лицензионных копий, которые приходится ввозить из-за границы, по пути добавляется столько таможенных пошлин и налогов на импорт, что в розничную продажу они поступают уже по цене от 20 до 30 долларов.

— Сейчас мы импортируем (их) из Западной Европы, — говорит Грегори Экономоу (Gregory Economou), вице-президент по распространению лицензионной продукции лондонской компании Warner Home Video Europe, — мы хотели бы найти способ заниматься производством копий прямо на месте, и нам нужен подходящий партнер внутри страны.

Warner Home Video и ее партнер в России, компания «Премьер Видео Фильм», уже снизили цены на лицензионные DVD, и в целях борьбы с пиратством «премьер» будет предлагать скидку на диски тем продавцам, которые придерживаются рекомендуемых розничных цен.

— С социальной точки зрения, снижать цены совершенно необходимо, — считает Кристофер Абель-Смит (Christopher Abel-Smith), местный директор «Премьера», — просто невозможно ориентироваться на один платежеспособный процент населения. Нужно делать продукт, доступный всем, в том числе и людям с низкими доходами, — он также указал, что, к примеру, российский DVD-плеер Rolsen, производимый российско-германским предприятием, уже можно купить за 60 долларов, — так что они вряд ли будут тратить по двадцать долларов за DVD-диск.

Большинство русских, включая тех, кто работает в правоохранительных органах, не считают производство или покупку пиратских товаров серьезным преступлением. Россия исторически копировала Запад: Сталин, к примеру, очень любил детройтские седаны (штаб-квартиры основных автопроизводителей США — корпораций Ford, Chrysler и General Motors — находятся в г. Детройте, шт. Мичиган. До 70-х гг. ХХ века эти корпорации производили в основном большие, мощные автомобили — пер.). В 1942 году его осенило, что в «раю для трудящихся» не хватает только нового лимузина, и русские лимузины начали штамповать прямо с 1941 года по лекалам «Паккарда» Super 8. Советский блок производил все собственные компьютеры на основе нелегально ввезенных машин компаний IBM и Digital Equipment и контрабандных же программ к ним. В сороковых годах Советы деталь за деталью скопировали американский В-29, единственный в то время самолет-носитель ядерного оружия.

— Это часть советского наследия, — сказал нам Тимоти Свонсон (Timothy Swanson) из торгового представительства при посольстве Соединенных Штатов, которое борется здесь с пиратами от лица американских производителей аудио- и видеопродукции. (В советские времена) артист был артистом — он получал за свой труд деньги, и такого понятия, как роялти артисту или композитору, не существовало. Все было собственностью государства, и в течение 70 лет интеллектуальной собственности не существовало вообще.

— Этой культурой также, наверное, можно объяснить ситуацию, с которой мы здесь сталкиваемся — будто пытаемся высечь море, — вторит ему господин Земченков. В его тесном офисе в центре города большую часть места занимают сотни «шпилей» дисков и коробки пиратской продукции, конфискованные при многочисленных рейдах. Их так много, что они штабелями лежат даже в ванной. Только на прошлой неделе группа провела три рейда по рынкам, причем улов одного из них составил несколько тысяч дисков — в нынешних ценах полмиллиона долларов.

Пока российский парламент никак не может разродиться законами об охране интеллектуальной собственности, все нарастает размах полицейских операций. В конце февраля отдел полиции Московской области по борьбе с экономическими преступлениями устроил налет на подпольный завод по производству DVD-дисков в городе Пушкино, около 20 миль отсюда. В руки властей попали новые конвейеры, около 800 штамповочных машин, около 25 тысяч дисков с фильмами вроде «Сноубордиста» (Snowboarder) и трех частей «Властелина колец» (Lord of the Rings), заготовки для коробок с дисками фильмов про Индиану Джонса, компьютерной игрой «Расхитительница гробниц» (Tomb Raider) и порнографией.

По мнению мистера Валенти, который скоро уйдет с поста президента Ассоциации кинопроизводителей Америки, занимаемый им уже не одно десятилетие, «единственный путь уничтожить пиратство в России — жесткое законодательство по защите авторского права с серьезными мерами наказания и волей правительства исполнять этот закон».

Но господин Добычин из местного отделения Columbia TriStar указывает другой путь: «В России мы меняем модель распространения от «эксклюзивной» к «массовой». Наша цель — борьба с пиратами, и, только установив низкие цены, мы наконец можем (с ними — пер.) конкурировать».

Эрин Э. АРВЕДЛУНД (ERIN E. ARVEDLUND)

The New York Times 07 апреля 2004

ИноСМИ.Ru

07 апреля 2004, 16:08

ИноСМИ.Ru

*