Nissan стал вторым японским автопроизводителем, приступившим к строительству своего завода в России. В воскресенье Nissan заложил первый камень в фундамент своего питерского завода и наконец объявил, какие модели будут производиться в России.

Соглашение о промышленной сборке автомобилей в промзоне Каменка Санкт-Петербурга компания подписала еще год назад и все это время разрабатывала проект и определяла свою стратегию на российском рынке. В воскресенье Nissan заложил первый камень в фундамент своего питерского завода и наконец объявил, какие модели будут производиться в России. Выбор пал на автомобили верхнего ценового сегмента — представительскую Nissan Teana и кроссовер X-Trail. Недаром губернатор Валентина Матвиенко порекомендовала присутствующему на закладке первому вице-премьеру Сергею Иванову копить деньги на покупку первой машины, которая сойдет с конвейера в 2009 году.

Выбор моделей неслучаен. Один из основных конкурентов Nissan, компания Toyota, оценив российский рынок, летом прошлого года приступила к строительству, тоже в Петербурге, своего автозавода для сборки автомобиля представительского класса Camry. При этом обе компании планируют собирать минимум от 50 тыс. машин в год, опровергая оценки аналитиков о том, что Россия — рынок для бюджетных моделей стоимостью около 15 тыс. долл. И Toyota, и Nissan собираются производить автомобили ценой в два-три раза дороже. Это говорит о том, что оба ведущих японских автопроизводителя очень высоко оценивают российский рынок не только с точки зрения роста, который увеличился в прошлом году в два раза, а по прогнозам в 2007—2008 годах тенденция только усилится, но и с точки зрения рентабельности: дорогие автомобили продавать выгоднее. В Минэкономразвития и в правительстве Ленинградской области, где Ford собирает Focus с 2002 года, предупреждают, что и американский производитель вот-вот последует примеру японцев и поставит на конвейер более дорогой Ford Mondeo.

Пока неизвестно, каким образом Nissan будет решать важнейшую для иностранных автопроизводителей проблему локализации производства: по соглашению с Минэкономразвития иностранцы должны закупать у российских производителей до 30% комплектующих. И если Toyota приводит в Россию своих традиционных японских поставщиков, то Nissan пока еще не сообщал о том, у кого он будет закупать узлы и детали. Представители компании лишь предполагают, что, возможно, смогут уговорить некоторых своих партнеров прийти на стремительно растущий российский рынок и открыть здесь производство.

В то же время уже известно, что мировой металлургический гигант Corus собирается открыть под Питером завод по производству стального листа для автопрома, а его партнер Stadco будет штамповать из него детали кузовов. Известно и то, что в МЭРТ разрабатывали условия режима промсборки для «иностранцев» в расчете отнюдь не на металлургов, которых и в России достаточно, а на производителей коробок передач, двигателей, бортовой электроники и других высокотехнологичных изделий. Подобных компаний в очереди за земельными участками под строительство производств в России пока не наблюдается.

Но все это не лишает Nissan оптимизма: вкладывая 200 млн долл. в первую очередь завода, концерн не собирается останавливаться на достигнутом и, глядя на 82-процентный рост продаж своих автомобилей в России в первом полугодии, планирует расширять производство после 2009—2010 годов. Сколько автомобилей в итоге будет собираться в Петербурге, исполнительный вице-президент компании Карлос Таварес не сказал, оговорившись, что это будет зависеть от ситуации на рынке. Но известно, что все машины, сошедшие с конвейера питерского завода, будут проданы на российском рынке, где Nissan собирается утроить количество дилеров, доведя его до ста.

Валентин ИВАНОВ

"Время новостей"

***